Арзамас между двух революций…

Презентация «Арзамас между двух революций…»

Фото 1.

1917 год. Именно тогда в России произошли 2 революции, которые в корне изменили жизнь всех слоев населения и отразились на их судьбе. До сих пор не стихают споры, были ли они величайшим событием в жизни России и истории человечества?

Фото 2.

В преддверии 100-летия Великой Октябрьской  революции газета «Аргументы и факты»  провела интернет-опрос. Он показал следующее результаты:

43 % его участников полагают, что революция была жизненно необходима для России, она позволила ей выйти  из вековой отсталости, обеспечила невиданные темпы роста экономики и науки;

47 % считают, что Октябрьский переворот подтолкнул страну в пропасть;

10 % утверждают, что это событие было маловажным для истории.

Фото 3.

В книге «Русская революция от Ленина до Сталина» известный британский историк и дипломат Эдуард Харлет Карр писал: «Одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества

от гнета, другие - проклинать ее как преступление и катастрофу…».

Конечно же, каждый имеет право на свою точку зрения.

 

Фото 4.

Давайте вспомним архивные документы 1917 года, заметки наших краеведов, и посмотрим на революционный Арзамас глазами горожан и писателя Аркадия Гайдара, чья повесть «Школа» почти документально воспроизводит события того времени.

Фото 5.

2 марта 1917 года император Николай II отрекся от российского престола.

Фото 6.

В стране было сформировано Временное правительство, которое возглавил князь Григорий Евгеньевич Львов. Позже этот пост занял Александр Федорович Керенский.

Фото 7.

Из телеграммы, присланной в Арзамас 15 марта 1917 года от главы Нижнего Новгорода:

«Граждане! Государственная Дума совершила величайший исторический акт обновления нашей государственной жизни. Она свергла при помощи нашей доблестной армии  старое правительство, ведшее страну к гибели. Образовано Временное правительство, к которому перешло все управление страной».

Далее сообщалось, что городская Дума Нижнего Новгорода и войска объявляют себя солидарными с Временным правительством.

В арзамасской типографии М. Порошенкова в этот же день  распечатывают 500 листовок с этим воззванием, расклеивают их по городу и распространяют по учреждениям.

Фото 8.

А. Гайдар в повести «Школа» писал:

«В первые дни Февральской революции школа была похожа на муравьиную кучу, в которую бросили горящую головешку. После молитвы о даровании победы часть ученического хора начала, как и всегда, гимн «Боже, царя храни», однако другая половина заорала «долой», засвистела, загикала. Поднялся шум, ряды учащихся смешались, кто-то запустил булкой в портрет царицы, а первоклассники, обрадовавшись возможности безнаказанно пошуметь, дико завыли котами и заблеяли козами…

Визг и крики не умолкали до тех пор, пока сторож Семен не снял царские портреты».

«… из всего происходящего поняли сначала только одно: царя свергли и началась революция. Но почему надо было радоваться революции, что хорошего в том, что свергли царя, перед портретом которого еще несколько дней тому назад хор с воодушевлением распевал гимны,- этого большинство ребят, а особенно из младших классов, еще не понимало».

Фото 9.

Еще одна цитата из «Школы» Гайдара:

«Митинги в начале 1917 года проходили ежедневно в разных частях города с обилием революционного красного цвета. Сей цвет задолго до большевистского Октября разукрасил православный Арзамас. Слово «свобода» произносилось на каждом углу с поводами и без оных. Даже в нашем тихом городке люди были опьянены этой революцией». 

Фото 10.

Гайдар писал:

«В первые дни уроков почти не было. Старшеклассники записывались в милицию. Им выдавали винтовки, красные повязки, и они гордо расхаживали по улицам, наблюдая за порядком. Впрочем, порядка никто нарушать и не думал. Колокола тридцати церквей гудели пасхальными перезвонами. Священники в блестящих ризах принимали присягу Временному правительству».

Фото 11.

Большинство жителей в городе сразу примкнуло к эсерам. Этому способствовало то, что во время всенародной проповеди соборный священник объявил, что Иисус Христос был и социалистом, и революционером… Услышав такую интересную новость про Иисуса, благочестивые горожане прониклись сочувствием к эсерам…

Фото 12.

Не хватало продуктов. Масло, яйца, молоко по дорогой цене раскупались на базаре с раннего утра. У булочных образовались очереди, исчез белый хлеб, да и черного не всем хватало…

В стране было собрано более 3500 миллиардов пудов хлеба, но Временное правительство смогло получить по продовольственной разверстке только 280 миллионов пудов.

Хлебный паек в Москве и Петрограде был сокращен до 200 граммов в день. В отдельные дни он уменьшался даже до 50 граммов. 

Фото 13.

Из Гайдара:

«Внезапно возникали всевозможные нелепые слухи. То будто бы на озерах вверх по реке Сереже староверы уходят в лес. То будто бы внизу, у бугров, цыгане сбывают фальшивые деньги и оттого все так дорого, что расплодилась уйма фальшивых денег. А один раз пронеслось тревожное известие, что в ночь с пятницы на субботу будут «бить жидов», потому что война затягивается из-за их шпионажа и измен».

Фото 14.

17 марта 1917 года в Арзамасе родилась первая общегородская газета. Называлась она «Известия Арзамасской городской Думы». Потом ее переименовали в «Известия Арзамасского временного общественного комитета». Печаталась она в частной типографии М. Порошенкова.

На её страницах публиковались многочисленные воззвания и обращения к народу от лица властей и хроника революционных событий, сводки с фронтов Первой мировой войны. На последней 4-ой странице сообщались различные местные новости.

Первые номера газеты распространялись бесплатно, а потом продавались за 2 копейки.

Фото 15.

В одном из номеров газеты была перепечатка из «Нижегородского листка» с описанием «веселой жизни батюшки-черносотенца» архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима (Левицкого).

Ему вменялась в вину дружба с местным миллионером М. Рукавишниковым и губернатором А. Хвостовым, который к тому же в 1915 – 1916 годах был министром  внутренних дел в царском правительстве. Автор публикации, опьяненный свободой, особенно смаковал в ней описание якобы пьяных вечеринок старорежимной компании. А ведь во второй половине 1917 года архиепископ Иоаким как наиболее достойный представитель духовенства участвовал в работе Поместного собора. В начале 1918 года он ушел на покой, уехал в Крым, где вскоре был убит бандитами.

В 1981 году решением Архирейского собора Русской православной церкви за границей он был канонизирован в лике священномученика.

Фото 16.

Арзамасскую городскую управу возглавлял Николай Михайлович Щегольков. Он слыл в городе монархистом и своих взглядов не скрывал.

18 марта «свободолюбивая» толпа собралась под окнами его дома на Цыбышевской улице (ныне ул. Пушкина) и, выкрикивая революционные лозунги, грозилась покарать местного приверженца старой власти.

Из письма Н. Щеголькова управляющему Нижегородской губернией Демидову:

«… я вчера по требованию толпы подвергнут воинским начальником домашнему аресту. Желая больше всего на свете общественного спокойствия, покорнейше прошу освободить меня от обязанностей начальника города и должности городского головы. Прошу лишь воинской охраны моего дома и семьи от могущих быть оскорблений». 

Через два дня на должность городского главы  избирают потомственного Почетного гражданина В. Бебешина.

Фото 17.

В 1917 году в Арзамасе прошла первая маевка.

У Березовой рощи состоялся митинг трудящихся, а затем шествие по городу с алыми знаменами и революционными лозунгами. Впоследствии празднование Первомая проводилось ежегодно на общегородском уровне вплоть до 1990-х годов, менялись только маршруты шествия демонстрантов.

Фото 18.

Колыбелью коммунизма в Арзамасе  стала улица Сальникова -  сейчас это улица К. Маркса.

 «На Сальниковой улице рядом с огромным зданием духовного училища (АФ ННГУ), стоял маленький, окруженный садиком домик. Обыватели, проходя мимо его распахнутых окон, через которые виднелись окутанные махорочным дымом лица, прибавляли шагу и,  удалившись на квартал, злобно сплевывали:

- Заседают провокаторы!

Здесь находился клуб большевиков.

Большевиков  в городе было всего человек двадцать, но домик всегда был забит до отказа. Вход в него всегда был открыт для всех, но главными завсегдатаями здесь были солдаты из госпиталя, пленные австрийцы и рабочие кожевенной и кошмовальной фабрик»,- писал Аркадий Гайдар.

В этом доме, при клубе, была открыта библиотека и читальня, организована партийная школа, ежедневно читались доклады, проводились беседы на политические темы. Благодаря активной агитационной работе с массами к 18 октября большевистская организация Арзамаса увеличилась до 57 человек.

Фото 19.

Больше был известен горожанам дом на северной окраине улицы Сальникова, напротив здания ремесленного училища. Здесь кружок социал-демократов собирался еще с 1901 года.

«Гоппиусы - мать и сын - жили на окраине. Мать давала уроки. Сын помогал. Летом сдавали в аренду сад и огород, который не могли обработать сами, этим жили. О доме Гоппиусов обыватели говорили: на окраине живут,  мол, неспроста и если вечерком у садика ихнего постоять, много любопытного можно подметить» («Школа» Гайдара).

В конце 20 века здание перенесли ближе к парку Победы у Дома творчества. Арзамасцы стали его называть «зеленым домиком». Оба этих здания снесли из-за элитной застройки.

Фото 20.

«Маленькая женщина в шелковом платье с прической от парикмахера - это и был самый главный арзамасский большевик»,- писал Борис Камов в повести «Гайдар».

Именно под крылом Марии Валерьяновны Гоппиус взрослели первые городские марксисты ленинского толка. Первая большевистская ячейка РСДРП(б) была официально  оформлена также в доме Гоппиус. Это произошло 17 апреля 1917 года, когда из Петрограда в Арзамас прибыл агитатор от партии большевиков Я. Окунев.

Фото 21.

Агитаторы в 17 году были очень важны. Ораторы, умеющие держаться перед публикой и способные своей пламенной речью повести за собой солдат, а также мирных пролетариев, мещан и крестьян, ценились больше, чем взвод вооруженных пехотинцев или матросов.

Среди арзамасских большевиков такими талантами обладали Николай Березин и Софья Шер. Этническая немка, невысокая, полноватая, со смешным акцентом, она была эмоциональна и доходчива, что помогало ей блистать на митингах.

Фото 22.

Таким наш город подошел к 25 октября (7 ноября по новому стилю), к Великой Октябрьской революции.

 

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />