Художественные промыслы Арзамаса

Нашим предкам было присуще огромное стремление окружить себя прекрасным. Красота духовно питала и спасала человека в его  трудной обыденной жизни. Арзамасский край всегда славился своими умельцами и рукодельницами. Предметы домашнего обихода или другие свидетельства жизни арзамасцев, сохранившиеся до наших дней, восхищают своей рукотворной красотой и уникальностью.  На всю Россию были известны своим мастерством арзамасские золотошвеи, иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и другие мастера.

Какие же промыслы были развиты в Арзамасе в прежние времена?

 Резчики по дереву

Арзамасские резчики по дереву были известны на всю Нижегородскою губернию.  Доведенная до совершенства композиция рисунка, особая пластичность и изящество линий и форм орнамента присущи арзамасскому стилю домовой резьбы.

Арзамасские умельцы славились и как искусные мастера церковной резьбы. Резные иконостасы восхищали прихожан своим великолепием, пышностью, гармонией линий. О размахе резного промысла в Арзамасе говорит и значительное число занятых в нем мастеров.

Где об этом прочитать?

  • Гусяков, М. Отсекая лишнее…// Арзамасские вести. – 2011. – 15-21 дек. – С.7.
  • Еремеев, П. В. Резное узорочье; После старца Ипполита; Убрать лишнее...// Еремеев, П. В. Арзамасские мастера / П.В. Еремеев. — Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. из-.во, 1992. — С. 14-27, 27-43, 206-128.
  • Родина, С. В. Космос в деревянном кружеве // Арзамасская сторона: альманах. Вып.3 / АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2010. – С. 562-567
  • Федоров, В.В.[Арзамасская глухая домовая резьба] // Федоров, В.В. История Нижегородского края / В.В. Федоров –  Арзамас: АГПИ, 2004. – С. 39-41, 64-65.
  • Юрьева, О. Ускользающая красота // Арзамасские ведомости. – 2012. – 19 апр. – С.3.

 Кузнецы

Кузнечная работа — ремесло древнее, непреходящее. Для неё были нужны сильные люди, с метким глазом, так как искусная ковка — это почти ювелирная работа. Обычные кузницы — ломовые - были в каждом селе, потому что любая работа требовала инструмента, а кто мог его сделать, если не кузнец.

Где об этом прочитать?

  • Еремеев, П.В. За кузнечными воротами // Еремеев, П. В. Арзамасские мастера / П. В. Еремеев. — Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд.во, 1992. — С. 77-89
  • Карпов, А.В. Кузнечный промысел в северо-восточной части Арзамасского уезда и в смежной с нею части Нижегородского уезда // Карпов, А.В. Кустарные промыслы Арзамасского уезда / А.В. Карпов. – Арзамас: АГПИ, 2010. – С.18-70.

 Ювелиры

Были в Арзамасе и мастера золотых и серебряных дел. Занимались они изготовлением ювелирных украшений, окладов для книг, риз к образам, церковной  утвари. Из архивных документов видно, что приезжали к ним на работу и на выучку ювелиры из других городов, так как арзамасские мастера были «первостатейные».

B церковных летописях часто сообщается о золочении иконостасов, окладов икон и священных сосудов, что свидетельствует о большом количестве мастеров в городе. Были у арзамасских позолотчиков свои секреты и хитрости, которые передавались из поколения.

Где об этом прочитать?

  • Еремеев, П.В. Равнялись на золото // Еремеев, П.В. Арзамасские мастера / П.В. Еремеев. — Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд.во, 1992. — С. 107-119

 Чеканщики

Занимались арзамасские мастера и чеканным искусством, но в основном для церкви. Многие работы арзамасцев были признаны высокохудожественными произведениями искусства. K сожалению, к концу 19 века чеканное мастерство пришло в упадок.

Где об этом прочитать?

  • Еремеев, П. В. Тонкое мастерство // Еремеев, П. В. Арзамасские мастера / П.В. Еремеев. — Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд.во, 1992. — С. 126-130

 Иконописцы

Строительство храмов в Арзамасе и его окрестностях в 18 веке привело к появлению и развитию нового ремесла для арзамасцев - иконописи. Иконописным мастерством чаще всего занимались дьяконы. Архивные документы сохранили имена некоторых талантливых художников. Развитию этого вида искусства способствовало и открытие художественной школы А.В. Ступина. Выходцы школы внесли свой вклад в историю становления церковной живописи.

Где об этом прочитать?

  • Бартельс, Н.[Иконы Воскресенского собора] / Н.Бартельс, Б.Курякина// Арзамасский Воскресенский собор / Н.Бартельс, Б. Курякина. – Москва: Индрик, 2011. – С.91-123.
  • Еремеев, П. В. Изографы // Еремеев, П. В. Арзамасские мастера / П. В. Еремеев. — Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд.во, 1992. — С 182-196.

Уборщики

По всему Среднему Поволжью прославилась категория арзамасских художников, которые называли себя "уборщиками" («убо́ра» - украшение,  убранство.). Они занимались декоративной живописью. Жилище и предметы быта были объектами росписи этих народных умельцев. Церковные уборщики занимались росписью соборов. Большое влияние на развитие этого вида промысла также оказала школа живописи А.В. Ступина.

Где об этом прочитать?

  • Еремеев, П. В. Уборщики // Еремеев, П.В. Арзамасские мастера / П.В. Еремеев. — Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1992. — С 196-206.
  • Коннова, Т «Рождаются под кистью панорамы, и оживают лики у святых…» // Арзамасские вести. – 2015. – 19-25 фев.(№7). – С.4.
  • Прокопьев, Д. В. Арзамасские малеваны. Арзмасские вязеи, Арзамасские кружевницы // Прокопьев, Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. – Горький: Горьковское областное издательство, 1939, С.137-141, 179-180, 184-185.

 Золотошвеи

Среди арзамасских ремесел достойнейшее место занимает золотное шитье. На всю Россию и за ее пределами были известны златошвейные работы монахинь и послушниц арзамасских Николаевского и Алексеевского монастырей. В Арзамас шли заказы из Молдавии, Греции, Константинополя, Иерусалима. Высокого мастерства достигли также золотошвеи Выездной слободы, сел Чернуха и Ковакса.

Где об этом прочитать?

  • Бойкачев, М. В. Золотное шитье арзамасских монастырей к.18-19 в.  / М.В. Бойкачев, Н.В. Панфилова // Саровский летописец: материалы 7 конференции / под ред. В.А. Степашкина. – Арзамас: АГПИ, 2007. – с.220-231
  • Варенцова, Л. Ю. Золотное шитье: Арзамас, Городец, Лысково, Бор // Славное прошлое нижегородской земли / сост. и ред. Ф.А. Селезнев. – Нижний Новгород: Деком, 2013. – С. 362 – 367.
  • Еремеев, П. В. До возможного совершенства // Еремеев, П. В. Арзамасские мастера / П. В Еремеев. — Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд.во, 1992. — С.233-239.
  • Маршева, И. Золотная вышивка  // Маршева, И. Ткачество и вышивка Нижегородского края  / Ирина Маршева. – Нижний Новгород: Литера, 2010. – С. 96 – 135.
  • Родина, Г. И. [Золотная вышивка в Алексеевском монастыре] // Родина, Г. И. Арзамасоведение: монастыри и храмы (прошлое и настоящее) / Г.И. Родина. – Арзамас: АГПИ, 2013. – С. 25-26.
  • Скрябина, С. Искусных рук чудесное творенье… (Золотное шитье монахинь и послушниц арзамасских монастырей) //Арзамасская сторона: альманах. Вып.6 / гл. ред. С. П.Титков. – Арзамас, 2012. – С. 454 -472.
  • Теплова, И. Золотая «арзамасская тропа»:[выставка «Златая нить из века в век» в Арзамасском ист.-худож. музее] // Арзамасские ведомости. – 2014. – 20 мая. – С. 2.
  • Царьков, С. Искусница-золотошвейка: [о возрождении промысла] // Арзамасская правда. – 2008. - 6 мая.- С. 9

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />