Как это было. К 100-летию приезда А.С. Серафимовича в Арзамас

Александр Серафимович Попов стал известен в России под творческим псевдонимом Серафимович. Свое первое произведение «На льдине» он написал в ссылке, куда попал за революционную деятельность в университете. Рассказ отметили В.Г. Короленко и Г.И. Успенский. После этого талантливый молодой человек решает  серьезно заняться литературой.  Главным героем произведений писателя стал  человек труда. В «копилку» складываются рассказы, очерки, повести, роман «Город в степи». Постепенно Серафимович  завоевывает себе  авторитет  в литературных кругах России.  Октябрьскую революцию он  встречает благожелательно и активно сотрудничает с революционной прессой. В 1918 г. вместе с сыном вступает в ряды большевисткой партии и в качестве военного корреспондента газеты «Правда» отправляется на Восточный фронт. В ноябре 1918 г.  55-летний писатель приезжает в город Арзамас. По версии краеведа Д.А.  Абкина свои впечатления о нашем городе писатель передал в 2 очерках : «Ночь»  и «Тающие церкви». Они были опубликованы в газете «Правда» соответственно  15 и 17 ноября 1918 г. Исследователь предполагает, что в первом  очерке Серафимович рассказывает о своем приезде ночью в Арзамас и знакомстве с попутчиком – добровольцем Красной Армии.  В собрании сочинений Серафимовича очерк «Ночь» опубликован под названием «Ненависть». Вторая зарисовка имеет чёткий адрес. Очерк начинается  со слов : «Город пользуется огромной известностью, всероссийской, - настолько огромной, что вошёл даже в поговорку: «Один глаз на вас, другой на Арзамас». Город произвел на писателя неприятное впечатление : «самый захолустный, заброшенный медвежий уголок… Какая-нибудь маленькая грязная свиная площадка на косогорье, а на ней расселось три, четыре, пять церквей, да монастырь в придачу».

Надо отметить, что многие приезжие знаменитости и до Серафимовича в своих описаниях не жаловали Арзамас, но взгляд опытного военкора подмечает и нечто новое для послереволюционного времени.


Изменения касаются городского  уклада. Серафимович видит грузовик, мотоциклетку, красноармейцев и понимает, что «идет новая жизнь, невиданная, неслыханная, и сама изумленно ломает в корень слежавшееся тысячелетиями. Недаром тают каменные церкви».  Вдохновляет военкора «Правды» и разговор  со служащими Арзамасского Совета, из которого  он узнает, как включаются в работу по построению нового общества крестьяне и как высока потребность народа в образовании.  Такой образ послереволюционного Арзамаса рисует нам перо талантливого писателя Александра Серафимовича. Впереди  у него роман «Железный поток», которое советские литературоведы отнесли к разряду лучших произведений советской литературы, многочисленные рассказы и очерки о Великой Отечественной войне. В  Арзамас он больше никогда не возвращался.

Предлагаем вашему вниманию список литературы из фондов Центральной городской библиотеки им. М. Горького для углубления знаний по данной теме.

 

  1. Серафимович, А.С. Ненависть; Тающие церкви // Собрание сочинений. В 7 т. Т. 6. – Москва : Гослитиздат, 1959. – С. 113- 118.
  2. Абкин, Д. Город тающих церквей. К 100-летию со дня рождения А.С. Серафимовича // Арзамасская правда. – 1963. – 20 янв. – С. 2-3.
  3. Город Арзамас : люди, события, факты / [сост. и ред. И.А. Гордеевцев]. - Арзамас : Арзамас. тип., 2006. – С. 90.
  4. Серафимович (Попов) Александр Серафимович (1863-1949) // Литературное краеведение Арзамасского края. В 2 кн. Кн. 1 / отв. ред. С.Н. Пяткин. – Арзамас : Арзамас. фил. ННГУ, 2017. – С. 216.
  5. Сидорова, О. Б. Языковые средства репрезентации образа Арзамаса в очерке А.С. Серафимовича «Тающие церкви» / О.Б. Сидорова, О.В. Никифорова // Литературное общество «Арзамас»: история и современность : сборник статей / отв. ред. С.Н. Пяткин. – Арзамас; Нижний Новгород : Растр, 2015. – С. 529-536.

 

Дополнительная информация