"Полотно истории"

«Попробуйте «открыть» Маковского, и я уверяю Вас, Вам это удастся, Вы вдруг неожиданно для себя увидите, что перед Вами исключительно мастерские произведения живописи и, мало того, - произведения, не лишённые поэзии». Так писал о творчестве Константина Егоровича Маковского А. Бенуа.
Академик, профессор живописи К. Маковский /1839-1915/входил в состав модных, салонных, высокооплачиваемых мастеров XIX века. Его работы признанного портретиста пользовались большим спросом в высоких кругах. Император Александр II, покоренный талантом мастера, купил у него портрет своей супруги. Художник так достоверно изображал боярскую жизнь, что в каждой его работе чувствовалась любовь к русской культуре и истории.
Основным произведением живописи К. Маковского стало историческое полотно «Воззвание Минина» или «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий к пожертвованиям» /так звучит полное авторское название/. Это одна из самых больших картин России: 6,98 х 5,94 м.


В 1870-х годах, по примеру И. Репина, Константин Маковский решается на создание исторического полотна и обращается к событиям Нижегородского земского ополчения. Он всерьез увлекается отечественной историей, кропотливо изучает документы той эпохи, собирает целый музей быта. Коллекционер и большой ценитель старины, Маковский славился скрупулезным отношением к изображению бытовых предметов: ткани, кубки, драгоценные металлы и камни на его картинах выглядели очень натурально.
К теме Ополчения художник возвращается в 1891 году после посещения Нижнего Новгорода. Город поразил его величественной панорамой Оки и Волги, древними стенами Кремля, видами Ивановского съезда. Это подсказало Маковскому композиционное построение картины.
В основу сюжета полотна он положил события времен Смуты, когда нижегородский купец Кузьма (Козьма) Минич Минин в 1611 году произносит речь на главной площади Нижнего Новгорода, призывая народ сделать пожертвования для создания Ополчения, чтобы освободить Родину от польских захватчиков.

В эти дни нижегородец Минин
Обратился к русскому народу.
Призывал он златом и булатом
Ополчиться против иноземцев,
Прозвучал его призыв набатом
И объединил единоверцев.
Николай Глазков

В своей картине Константин Маковский стремился передать патриотический подъем и чувство единения народа. Он объединил на полотне несколько мизансцен и, кроме Минина, изобразил более ста портретных персонажей. Зарисовки людей он делал из окна гостиного дома на улице Рождественской, часами наблюдая за торговцами и людьми различных сословий.
Максим Горький писал: «Толпа льет с горы лавиной…толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый все ломить с плеча… вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать» историю».
Размах событий, отраженных на картине, потребовал и особых размеров холста. Его выткали по заказу Маковского в текстильных мастерских Лиона. Художник выкупил у В. Верещагина специально оборудованную мастерскую в пригороде Парижа, где можно было работать с большемерными холстами.
От эскизов до полного завершения работы прошло около 20 лет. Находясь за границей, Маковский неоднократно приезжал в Россию за сбором информации.
На создание самого полотна у мастера ушло 6 лет.
Публичный показ картины состоялся в 1896 году на XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде.
Из-за большого размера картины на ярмарке не нашлось для нее подходящего помещения, и тогда построили специальный павильон.
После этого Маковский повез свою картину по крупнейшим городам России и Европы. За границей ему предлагали за нее большие деньги, но Константин Егорович отказался от продажи. Он считал, что картина, отражающая историю России, должна храниться на Родине.
В 1908 году Министерство двора приобретает это полотно у художника и преподносит его в дар Нижнему Новгороду в честь празднования 300-летия Дома Романовых и в ознаменование заслуг нижегородцев перед Отечеством. Полотно установили в Гербовом зале Городской Думы /Дворец труда/. С 1972 года оно демонстрируется в Нижегородском государственном художественном музее. Специально для него построили павильон, примыкающий к Дому Д. Сироткина.
Большой эскиз, сделанный Маковским во время работы над картиной, хранится в Русском музее.
На долю Константина Егоровича Маковского выпал колоссальный прижизненный успех. Своим зрителям картиной «Воззвание Минина» он открыл мир живой истории.

Дополнительная информация