Сказавший своё слово в педагогике. К 275-летию со дня рождения И. Г. Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог, всемирно известный своими педагогическими романами «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей» и многочисленными дидактическими трудами. Он считается одним из основоположников теории начального обучения и воспитания. «Великим открытием Песталоцци» К. Д. Ушинский назвал идею о развивающем обучении. Критикуя школу за зубрёжку, Песталоцци ратовал за природосообразное, естественное развитие физических, творческих и умственных способностей ребёнка и считал, что в этом велика роль принципа наглядности. Выступая за формирование гармоничной личности, он  значительно расширил содержание начального обучения, включив в него рисование, пение, гимнастику, сведения из географии, элементы геометрии.

Песталоцци был не только теоретиком, но и практиком: в разное время он возглавлял учреждение для бедных, приют для сирот, институты в Бургдорфе и Ивердоне. Педагог считал, что общественные детские учреждения должны строится по типу семьи, на близких и доверительных отношениях учителей и воспитанников.

Библиотека располагает произведениями И. Г. Песталоцци и литературой о нём. Они представлены в нашем списке.

  1. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. – Москва : Педагогика, 1981. – (АН СССР.  Пед. б-ка).
  2. Абрамов, Я. В. И. Г. Песталоцци // Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф : биографические повествования / сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск : Урал, 1997. – С. 5-102. – (Биографическая серия, 1890-1915 ; Библиотека Флорентия Павлёнкова. Т. 23).
  3. Бим-Бад, Б. М. И. Г. Песталоцци: концепция развивающего обучения // Совет. педагогика. – 1986. - № 3. – С. 105-109.
  4. Горностаев, П. В. И. Г. Песталоцци о физическом воспитании // Физическая культура в школе. – 1996. - № 6. – С. 11-13.
  5. Керженцев, А. И. Г. Песталоцци о первоначальном развитии и воспитании детей // Дошк. воспитание. – 1981. - № 1. – С. 45-48.
  6. Кларин, В. М. И. Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. – 1996. - № 1. – С. 44-49.
  7. Корнетов, Г. В. Педагогическая система И. Г. Песталоцци // Школьные технологии. – 2007. - № 3. – С. 48-58.
  8. Модзалевский, Л. Н. Новейший период христианско-гуманного воспитания // Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Н. Модзалевский. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. – С. 12-52.
  9. Ромм, Т. А. Социально-ориентированные концепции  педагогики  (кон. XVIII – серед. XIX вв.) // Ромм, Т. А. История социальной педагогики / Т. А. Ромм. – Ростов-на-Дону : Феликс, 2010. – С. 126-133.
  10.  Ротенберг, В. А. Связи И. Г. Песталоцци с Россией в первой четверти XIX в. // Совет. педагогика. – 1960. - № 8. – С. 117-132.
  11.  Седова, Н. В. Демократизм педагогической системы И. Г. Песталоцци // История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / под ред. З. И. Васильевой. – Москва : Академия, 2003. – С. 138-157.
  12.  Ситаров, В. А. Дидактическая система И. Г. Песталоцци // Ситаров, В. А. Дидактика / В. А. Ситаров ; под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 2008. – С. 288-291.
  13.  Смусина, М. Учителя звали Песталоцци // Клуб и худож. самодеятельность. – 1977. - № 4. – С. 37-38.
  14.  Соколова, Л. Песталоцци: труд – стержень всей воспитательной работы с детьми // Дошк. воспитание. – 1990. - № 5. – С. 53.
  15.  Шевченко, Л. И. И. Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок // Педагогика. – 1996. - № 3. – С. 68-71.

Дополнительная информация