«Он гнал свои строки неистовым бегом». Высказывания о В. Маяковском

19 июля исполняется 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского, одного из самых ярких поэтов прошлого столетия. К этой дате вниманию читателей предлагается подборка высказываний современников писателя о нем. Эти и другие высказывания можно найти в КАРТОТЕКЕ ЦИТАТ ЦГБ им. А. М. Горького.

  • "Он читал неистово, с полной отдачей себя, с упоительным бесстрашием, рыдая, издеваясь, ненавидя и любя. Конечно, помогал прекрасно натренированный голос, но, кроме голоса, было и другое, несравненно более важное. Не читкой это было, не декламацией, но работой, очень трудной работой шаляпинского стиля: демонстрацией себя, своей силы, своей страсти, своего душевного опыта". П. Г. Антокольский 
  • "Маяковский любил слово как таковое, как материал. Словосочетания, их звучание, даже бессмысленное, как художник любит цвет - цвет сам по себе - еще на палитре". Л. Ю. Брик 
  • "Маяковский стал наводить в поэзии свой новый порядок". Л. Ю. Брик 
  • "Маяковский все переживал с гиперболической силой - любовь, ревность, дружбу. Он не любил разговаривать. Он всегда, ни на час не прекращая, сочинял стихи. Вероятно, поэтому так нерастраченно вошли в них его переживания". Л. Ю. Брик 
  • "…Любили его только те, кто знали, понимали, разгадывали, охватывали его громаднейшую, выпиравшую из берегов личность. А на это были способны очень немногие: Маяковский «запросто» не давался".  М. Н. Бурлюк 
  • "...Необычайное в нем поражало сразу: необыкновенная жизнерадостность и рядом - великое презрение к мещанству; палящее остроумие; находясь с ним - казалось, что вот вступил на палубу корабля и плывешь к берегам неведомого".  М. Н. Бурлюк 
  • "Маяковский появлялся на эстраде во всеоружии из ряда вон выходящей манеры. Это был не лектор, а поэт-разговорщик. Даже более того, это был поэт-театр". П. В. Незнамов   
  • "В дебрях слова он распоряжался так же, как мы на своих подоконниках, он всегда был в собранном состоянии, когда дело касалось литературы, и потому работа у него спорилась и "розой цвела по ладони". П. В. Незнамов 
  • "Он брал слово в раскаленном докрасна состоянии и, не дав ему застыть, тут же делал из него поэтическую заготовку". П. В. Незнамов 
  • "Его слово было его дело. Поэзия была делом его жизни, и он, в сущности, всегда пребывал в состоянии рабочей готовности и внутренней мобилизации". П. В. Незнамов 
  • "Высокая, бескомпромиссная, несговорчивая, как совесть, требовательность к себе и к другим - неотъемлемая черта поэтического облика Маяковского, засвидетельствованная многими его современниками. И вместе с тем - умение радоваться чужому успеху". З. С. Паперный 
  • "Огромный, уверенный в себе, "элегантно неуклюжий". Яростно потрясающий халтурной книжонкой "пролетпоэтика" перед притихшей аудиторией. И он же - душевно щедрый, с улыбкой, от которой все лицо становилось светлым". З. С. Паперный 
  • "Жизнь и поэзия Маяковского - всегда высоковольтное напряжение. Ему не надо было себя искусственно подогревать. Такова его природа, душевный и поэтический размах, неостываемое кипение. Вот почему он так остро чувствует симуляцию пафоса, наигранность переживаний". З. С. Паперный 
  • "Поэзия Маяковского чувствовала себя в революции как в родной стихии". З. С. Паперный 
  • "Революция для Маяковского - главное дело жизни, "гринвичский меридиан", от которого идет мысленный отсчет, мера всех вещей". З. С. Паперный 
  • "Его биография естественно связывается с биографией века". З. С. Паперный 
  • "Невозможно прочитать Маяковского одного, самого по себе, не "перечитывая" вместе с ним нашей истории, летописи революции, жизни, культуры, быта". З. С. Паперный 
  • "Он ворвался в поэзию со своим высоким ростом, решительной походкой, «пожарами сердца», азартом, нетерпением, тревогой, со своей речью, басом, жестом... " З. С. Паперный 
  • "...У  него было совершенно сверхъестественное восприятие звуковой ткани любого языка. Стоит только посмотреть, как органически вжились иностранные слова и целые фразы в его стихи, чтобы понять, как он чувствовал дух языка, даже почти не зная его..." Рита Райт. 
  • "...Маяковский в тысячной аудитории уже не был просто поэтом, читающим свои стихи. Он становился почти явлением природы, чем-то вроде грозы или землетрясения,- так отвечала ему аудитория всем своим затаенным дыханием, всем напряжением тишины и взрывом голосов, буквальным, не метафорическим, громом аплодисментов". Рита Райт 
  • "...Он не просто поэт, а поэт воинствующий, что он не просто человек, а человек, несущий в себе всю боль человеческую, и что от любви, счастья, жизни он требует невозможного, бессмертного, беспредельного". Эльза Триоле 
  • "Маяковский...гремел и ласкал своим единственным по могуществу голосом. То он жарким словом трибуна валил с ног врага, то пробуждал своим волнением лирика чувства. Он гнал свои строки неистовым бегом, он испепелял благополучье мещан, он заражал доверием к силе великих идей, которые одни могут дать счастье всему человечеству". О. Д. Форш 
  • "Он ходил среди людей как Гулливер, и хотя нисколько не старался о том, чтобы они ощущали себя рядом с ним лилипутами, но как-то так само собою делалось, что самым спесивым и заносчивым людям не удавалось взглянуть на него свысока". К. И. Чуковский 
  • "Он был из тех, кому не покровительствуют. Начинающие поэты - я видел их множество - обычно в своих отношениях к критикам бывали заискивающи, а в Маяковском уже в ранней молодости была величавость". К. И. Чуковский 
  • "Он поэт катастроф и конвульсий". К. И. Чуковский

 "Я сумел не научиться писать обыкновенные стихи".

В. В. Маяковский

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />