Библиотеки в социальных медиа: доклад на "Библиокараване-2011"

Почему библиотека должна обратить внимание на работу в социальных медиа? Сегодня услугами Интернета пользуется каждый третий россиянин, а 96 % поколения двухтысячных состоит в социальных сетях. Работу в социальных медиа ведут бренды и СМИ, православные священники и политические партии. Социальные медиа – самая динамично развивающаяся среда, в которой сосредоточена наиболее активная часть нашей аудитории. 
Если библиотека хочет быть современной и ориентированной на пользователя, нужно находиться там же, где и наша аудитория. В целом использование социальных медиа необходимо, чтобы нас увидело больше людей.
Что такое социальные медиа? Четкого определения еще не существует. Можно сказать, что это набор онлайн-технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой. Формы взаимодействия самые разнообразные: налаживание контактов, обмен мнениями, опытом, знаниями, идеями, новостями, информацией и т.д. В Википедии говорится о таких разновидностях социальных медиа как блоги, социальные сети, сообщества по производству совместного контента, геосоциальные сервисы и др. 
Основа социальных медиа – общение. Если вы готовы к общению со своими читателями, реальными и потенциальными, социальные медиа – для вас. Рассмотрим возможности, которые не требуют финансовых затрат, но способствуют укреплению имиджа библиотеки и диалогу с пользователями на примере МУК централизованная библиотечная система г.Арзамаса Нижегородской области.

Блоги. Блог – это размещенный в Интернете дневник одного или нескольких пользователей. Лидером по посещаемости среди российской аудитории Интернета является блог-сервис LiveJournal, на который приходится и самое большое количество записей. Библиотечные блоги используют различные сервисы, но большинство библиотечных блогов создано на платформе Blogger. По сравнению с другими, предлагающими создать бесплатный блог, Blogger отличается простотой (разобраться в нём может новичок), удобством и одновременно такими возможностями, которые на других ресурсах доступны только профессионалам. (Для небольших библиотек блог, созданный на этой платформе, может служить заменой сайту).
Блог может представлять личность или библиотеку, отдел библиотеки или библиотечное сообщество. Самое главное, что в блоге есть записи на библиотечную тему. Со списками библиотечных блогов вы можете познакомиться на портале Library.ru http://www.library.ru (159) и в блоге «Миры библиотек» http://myblogluba.blogspot.com/ (348).
Зачем нужен блог, если есть сайт? Сайт – это холодная строгая деловая площадка, сайт должны уважать, он не обязан быть теплым и дружественным. А вот блог – должен, это неофициальное лицо библиотеки.
«Блог удобен для оперативного предоставления ДИНАМИЧЕСКОЙ информации и может поддерживаться чайниками; + как элемент PR библиотеки. Сайт нужен для СТАТИЧЕСКОЙ информации и предназначен для предоставления удаленных библиотечных услуг (поиск в электронном каталоге, заказ литературы, резервирование, продление, виртуальная библиографическая справка, заказ на копирование). Для него нужна нормальная команда специалистов, разработчиков, автоматизаторов, программистов» (Н.Мирошниченко).
Блоги, созданный в МУК ЦБС г.Арзамаса:
• «Библиомания» http://bibliomaniya.blogspot.com/ – для библиотекарей, которым интересны не только книги. Здесь в первую очередь рассматриваются профессиональные вопросы, но публикуется много материалов, интересных любому пользователю. Блог имеет более 160 подписчиков, более 110 постоянных читателей. Формат блога и его методическая направленность позволяют привлечь внимание как к собственному опыту («Портфолио библиотекаря», «Краеведческая работа библиотеки», «Студия «Хозяюшка» или Как привлечь взрослых», «Книжная биеннале «День влюбленных), так и опыту других библиотек («Еще один взгляд на книжные выставки» - Верещагинская центральная районная библиотека Пермского края, «Приемы и методики читательского развития: шпаргалка для взрослых» - опыт ЦДБ им.А.С.Пушкина» - г.Саров Нижегородской обл.).
В блоге ярко выражен интерес автора к социальным медиа и работе библиотек с ними. Здесь публикуются собственные посты («Библиотекарю про социальные сети», «Как облегчить работу в Фейсбуке библиотекарю-блогеру?»), собираются ссылки («Куда библиотекарю в Фейсбуке пойти», «Библиотеки и библиотекари Вконтакте», «Библиотечному блогеру»).
• «Одиннадцатый» http://odinnadz.blogspot.com/ – блог библиотеки-музея истории микрорайона №11 им.И.П.Склярова. Основное направление блога – краеведческое. Библиотека расположена в особом месте – микрорайоне №11, построенном в 1988 г. для пострадавших от взрыва на станции Арзамас-I. Здесь создан уникальный музей арзамасской катастрофы, поэтому представлено много материалов, касающихся ликвидации последствий взрыва и истории микрорайона (цикл «Арзамасская трагедия в воспоминаниях», «Арзамасская катастрофа в книгах).
Много рассказов в блоге о происходящем в библиотеке. Среди самых значимых событий – визит в библиотеку губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева, занесение коллектива на городскую Доску почета, получение первой премии на конкурсе Министерства культуры Нижегородской области в области библиотечного дела.
• «Маматека» http://mamateka.blogspot.com/ – тематический библиотечный блог для мам, виртуальное продолжение нашего проекта «Материнское чтение». Среди публикаций – «Как читать малышу?», «Нужны ли детям страшные сказки?», «Как оттащить ребенка от компьютера?», «Отдых с детьми: секреты, советы, особенности». Особенностью блога является то, что каждое сообщение завершается рекомендацией конкретной книги, которая имеется в фонде библиотек.

Микроблоги. Их отличительные особенности — лаконичность сообщений, удобство и быстрота подготовки постов. Один из самых популярных сервисов – «Твиттер». Самое главное в нем – всего 140 символов и ничего лишнего. Здесь можно сформировать список людей и компаний (издательств, СМИ, организаций), сообщения которых вам интересны с профессиональной точки зрения. Сервис позволяет общаться с интересными вам людьми, в том числе с вашими читателями, оперативно обмениваться информацией. В «Твиттере» ведутся микроблоги как библиотекарей, так и библиотек, где сообщают о будущих мероприятиях и новинках, публикуют новости, делятся ссылками, ведут прямые репортажи о происходящем. В числе библиотечных микроблогов - «ЦБС г.Арзамаса».

Социальные сети. Социальные сети основаны на сообществах пользователей, разделяющих общие интересы и занимающихся схожими видами деятельности. Социальные сети разрушают грани – это их главное достоинство. Они отличаются друг от друга не только размером и составом аудитории, но и возможностями продвижения. Часто пользователи зарегистрированы в нескольких социальных сетях, но предпочтение все-таки отдается какой-то одной.
Основная российская аудитория социальных сетей сосредоточена в трех крупнейших проектах – «Вконтакте», «МойМир» и «Одноклассники». Считается, что «Вконтакте» – это социальная сеть для молодых, пользователи «в возрасте» традиционно предпочитают «Мой мир» и «Одноклассники». Всемирным лидером является «Фейсбук», который выбирает наиболее «продвинутая» часть аудитории.
Чаще всего библиотеки используют «Вконтакте» для создания своих групп (у меня собраны ссылки на более 100 действующих групп), где публикуют новости, знакомят с новыми поступлениями, оперативно отвечают на вопросы пользователей, проводят опросы. Для развития сотрудничества между ними создана группа «Кольцо библиотечных групп».
На «Фейсбуке» можно создать группу или страницу. Группы лучше использовать для организации краткосрочных нерегулярных событий, например, обсуждения или проведения мероприятия. Страницы больше подходят для долгосрочных проектов, например, представительства библиотек. «Фейсбук» последнее время активно осваивается российскими библиотеками, которые создают и группы, и страницы.
Библиотеки активно используют возможности социальных сетей «Вконтакте» и «Фейсбук» для приглашений на различные мероприятия. Это позволяет моментально получить обратную связь, обменяться комментариями, быть в курсе событий.
Библиотечные группы есть в «Одноклассниках», там библиотекари обсуждают свои общие профессиональные проблемы. Существуют и группы, направленные на взаимодействие с читателями и представляющие отдельные библиотеки.
В сети «МойМир» существует небольшое количество библиотечных групп, но зато здесь в качестве пользователей зарегистрировано множество библиотек.

Мы создали представительства МУК ЦБС г.Арзамаса в двух социальных сетях. На «Фейсбуке» - это страницы «Централизованная библиотечная система г.Арзамаса» (официальное представительство МУК ЦБС) и «Библиомания» (для библиотекарей, которым интересны не только книги).
«Вконтакте» - группа «Библиомания (г.Арзамас)», о которой расскажу подробнее. Сейчас она насчитывает более 500 участников. На сегодняшний день в группе открыто 40 тем. Практика показывает, что наибольший интерес вызывают дискуссионные темы («Какой (какие) из поступков литературных героев Вы хотели бы совершить?», «5 книг, которые я терпеть не могу!») и игры («Ответь на вопрос с помощью книги, которую читаешь», «Ассоциации»). Альбомы группы позволяют разместить огромное количество фотографий (у нас в 39 альбомах находится более 1500 фотографий), которыми можно делиться с участниками. Эту возможность мы уже неоднократно использовали при общении со своими партнерами и посетителями массовых мероприятий. Участники группы могут комментировать любые записи и материалы, добавлять новые темы и фотографии.
Мы общаемся и в других городских группах «Вконтакте», обмениваемся с ними ссылками и материалами.

Фото и видеохостинги. Пока не получили широкого распространения среди библиотек. Библиотеки только начинают использовать видеосервисы, создавая каналы чаще всего на YouTube. Обычно размещают сюжеты о работе библиотеки и самостоятельно созданные ролики о книгах, чтении, писателях. ЦБС г.Арзамаса создан канал «Библиомания» на YouTube.

Социальные закладки – это сервисы со списками ссылок на сайты. Как правило, люди пользуются интернетом и дома, и на работе, и в пути на телефоне. Социальные закладки позволяют хранить ссылки на любимые сайты в интернете, чтобы иметь к ним доступ из любой точки пространства.
Тоже пока почти не используются библиотеками, примеры единичны.

Геолокационные сервисы – это интернет-сайты и приложения для смартфонов, с помощью которых пользователи могут отмечать свое местоположение и сообщать о нем своим друзьям в социальных сетях. Примеры использования библиотеками единичны.

Как же начать свое продвижение в социальных медиа?
Перед тем, как начать работу, представьте, где находится ваша целевая аудитория. Определитесь, что вы будете вести - блог, страницу или группу в социальной сети, видеоканал на хостинге Youtube и т.д.
• Придумайте стиль, опишите основные принципы, создайте ключевые тексты, подберите аватары.
• Постарайтесь оптимально организовать работу (распределение обязанностей, порядок создания «редакционного плана» и контента для наполнения площадок в социальных медиа).
• Сделайте график размещения публикаций минимум на два месяца вперёд. (Одна публикация в неделю – достаточно для начинающих. Сделать больше вы всегда успеете).
• Подберите информацию для наполнения страницы на первые две-три недели ее функционирования.
• Думайте, как репортер. Ищите самые интересные темы и идеи, относящиеся к работе библиотеки. Делитесь этой информацией с пользователями.
• Не забывайте, что контент в социальных медиа – это повод для беседы. Старайтесь создавать тексты, подразумевающие дискуссии в комментариях. Пишите ясно и просто, чтобы было легко разобраться неискушенному читателю. Разъясняйте все, что нужно и можно разъяснить и объяснить.

Важно, чтобы информация о вашем присутствии в социальных медиа была представлена на библиотечном сайте. Как это сделать? Добавьте на ваш сайт кнопки социальных медиа. Соедините ваш блог и ваш сайт (поставьте ссылки друг на друга, анонсируйте материалы). На страницы сайта можно добавить кнопки ретвита и лайков, дав пользователям возможностям поделиться впечатлениями и контентом. Интеграция библиотечного сайта и социальных медиа позволит привлечь новых пользователей на ресурс и открывает новые возможности для распространения контента.
О присутствии в социальных медиа нужно рассказать посетителям библиотеки. Можно размещать рекламные объявления, раздавать визитки, сообщать на мероприятиях, беседовать при обслуживании читателей.

Не забывайте о проблемах, ожидающих библиотеки в социальных медиа:
• Ожидание, что все будет развиваться само собой.
• Неготовность общаться.
• Стремление к контролю.
• Страх перед негативом.
• Отсутствие энтузиастов.

Резюме. Социальные медиа способствуют налаживанию контактов между людьми, помогают оперативно решать вопросы, преодолевать географическую изоляцию. Работа в социальных медиа дает вам право голоса. Особенно если вам есть, что сказать, и вы говорите постоянно. Говорите – вас обязательно услышат, вы найдете единомышленников. Не расстраивайтесь, если результаты заставляют себя ждать.
Социальные медиа – это про длительные отношения. Так же, как в любых отношениях, здесь требуется работа над собой, время и постоянство.
                                                                                  Огнева И.Н., зав. методическим отделом МУК ЦБС г.Арзамаса 

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />