Социальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки

Социальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки: 
доклад на III Международной научной конференции молодых ученых и специалистов, 
Минск, 1–2 ноября 2011 г.
Огнева И.Н.
 
Почему библиотеке так важно вести работу в социальных медиа? Сейчас библиотеке недостаточно  просто предлагать свои услуги. В условиях, когда читатели массово превращаются в удаленных пользователей, когда происходит глобальное отчуждение аудитории от книги, библиотекарям нужно найти новую модель взаимодействия с читателями. Необходимо активно позиционировать библиотеки, а тем самым продвижение их услуг, чтения и книги на различных социальных медиа-площадках. 
Сегодня услугами интернета пользуется каждый третий россиянин, рост интернет-аудитории за последний год составил 22%. По прогнозам, через 5 лет интернетом будут пользоваться все жители России. Вовлеченность российской аудитории в социальные сети – самая высокая в мире. Люди все чаще доверяют рекомендациям своих контактов и данным своих подписок из социальных сетей. Феномен социальных сетей давно стал международным. Социальными сетями охвачено около 60% активных интернет-пользователей всего мира. Темпы развития выхода в интернет с мобильных устройств уже могут конкурировать с проводными сетями. Почти половина молодежи 12 – 24 лет пользуется мобильными телефонами для выхода в интернет. 
 
Социальные медиа – самая динамично развивающаяся среда. Постоянно происходит интеграция платформ: упрощенная авторизация пользователей социальных сетей на других ресурсах, кросспостинг, возможность размещать анонсы из различных источников в блогах и социальных сетях и т.д. Даже само определение социальных медиа еще не устоялось. Можно сказать, что это набор онлайн-технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой, делиться мнениями, новостями, информацией, разнообразными материалами. Социальные медиа доступны всем ежедневно 24 часа в сутки в любом месте земли. Если библиотека хочет быть современной, ориентированной на пользователя, она должна обратить внимание на социальные медиа и действовать в них.
 
Что может использовать библиотека? Прежде всего блоги, социальные сети, хостинги для размещения изображений и видео. 
 
Блог библиотеки является «неофициальным лицом» библиотеки, он удобен для предоставления оперативной информации, служит элементом рекламы библиотеки и интерактивной связи с читателями. Если библиотечные сайты  выполняют такие функции, как: 
информационная, 
кумулятивная, 
навигационно-поисковая, 
ориентирующая, 
коммуникативная, 
то у блогов можно выделить функции:
самопрезентации, 
саморазвития и/ или рефлексии, 
коммуникативную, 
развлечения, 
мемуаров. 
Блоги отличаются доступностью, относительной легкостью публикаций, отсутствием пространственных и временных ограничений, оперативностью взаимодействия. В них можно опубликовать не только текст или фотографию, но и презентацию, аудиозапись, видеоролик, брошюру. Блог может представлять личность или библиотеку, отдел библиотеки или сообщество. 
 
В отличие от официального сайта библиотечных блогов может быть несколько и разной тематики. Например, МУК централизованная библиотечная система г.Арзамаса Нижегородской области ведет три блога:
«Библиомания» рассказывает о самом интересном в библиотеках. Здесь можно найти новую информацию о чтении и книгах, Интернете и социальных сетях и многое другое.
«Одиннадцатый» - краеведческий блог. Он представляет уникальный музей арзамасской катастрофы, созданный в библиотеке-филиале №8.
«Маматека» - семейный блог, интересный и полезный прежде всего мамам. Каждое сообщение в нем заканчивается рекомендацией книги, которая имеется в наших фондах.
 
Приведу несколько примеров блогов, созданных в вузовских библиотеках. 
 
В Научной библиотеке университета Удмуртского государственного университета, в дополнение к сайту, поддерживаются два блога:
«Библиорелакс». Его ведущие показывают, что говорить о работе библиотеки и о книгах можно «не в лоб», а между делом. «Жизнь не должна уподобляться постоянно повторяющейся мыльной опере. Если вы обнаружили, что застряли в одной и той же рутине, сделайте что-то другое. Смена места и физическая деятельность поможет вам расслабиться и уйти от монотонности и разочарования обыденностью». Отличительной  особенностью блога является отсылка во многих постах к электронному каталогу, например, сообщение «Пророческие сны – по знакам зодиака» заканчивается  словами «Разгадать сны Вам помогут толкователи снов из фонда НБ УдГУ» и переходом на библиографическую справку.
«Обработка». Блог отдела научной обработки документов НБ УдГУ включает страницы «Основы информационной культуры», «Э-метрики», «Страничка каталогизатора», «Нормирование труда».
 
Примером использования коммуникационных средств социальных медиа в образовательных целях является блог «Информационная эвристика». Он создан для информационной поддержки одноимённого учебного курса, проводимого сотрудниками Научной библиотеки Уральского государственного университета им. А.М. Горького для магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей. Материалы блога могут быть использованы в программах учебных дисциплин для студентов, включающих тематику поиска, отбора, оценки и использования информационных ресурсов. Учебно-методический комплекс блога состоит из программы курса, электронных презентаций, лекций, дополнительных материалов и полезных ссылок, а также итогового теста, оценивающего уровень знаний по данной дисциплине. 
 
За последнее время возросла роль одного из самых популярных сервисов микроблогов «Твиттер». Он удобен как источник оперативной лаконичной информации. Несколько советов, что может быть в библиотечных «твитах»:
Ссылки на полезный материал, который опубликован на вашем или стороннем ресурсе;
Анонс (приглашение, ссылка) мероприятия, которое может заинтересовать ваших читатлей;
Профессиональный совет или рекомендация;
Ссылка на новость, которая касается библиотечной деятельности;
Сообщения об изменениях на вашем ресурсе;
Ответы на «твиты» пользователей, чьи ленты вы регулярно читаете;
Сообщение об интересном факте;
Ссылка на интервью с интересным человеком;
Запрос на читательское мнение о конкретном событии;
Поздравление читателей с праздником.

Одним из самых популярных и востребованных средств коммуникации являются социальные сети. Всемирным лидером является социальная сеть «Фейсбук», в России наибольшей популярностью пользуется «Вконтакте». Социальные сети разрушают грани – это их главное достоинство. 
 
Присутствие библиотеки в социальных сетях уже не мода, а необходимость. Здесь библиотека может публиковать новости (причем не только из жизни библиотек), знакомить с новыми поступлениями и интересными материалами, оперативно отвечать на вопросы пользователей, проводить опросы, делиться фотографиями и видеоматериалами и т.д. Возможности социальных сетей для приглашений на мероприятия позволяют моментально получить обратную связь, обменяться комментариями, быть в курсе событий. Но самое главное, библиотека будет общаться со своими реальными и потенциальными читателями в привычной им среде, станет доступной даже в мобильном телефоне.
Развитие социальных сетей может принести библиотекам самые неожиданные партнерства, например, в одной из последних публикаций прозвучало предположение, что одним из вариантов развития «Вконтакте» «может быть интеграция сервиса в систему библиотеки ВУЗов. В этом случае речь может идти о создании почвы «для коллективного разума» и расширении сферы «общественного достояния» .

Для продвижения библиотеки в виртуальной среде важно делиться разнообразным контентом, используя другие сервисы. Например, среди мультимедийных сервисов наибольшее распространение получил видехостинг YouTube. Свои каналы здесь имеют многие библиотеки, в том числе и наша. Чаще всего размещают сюжеты о различных аспектах деятельности, самостоятельно созданные ролики о книгах и писателях, записи с конференций и библиотечных мероприятий. Библиотеки уже оценили преимущества YouTube – огромная аудитория, возможность «вирусного» распространения, наличие пользовательских комментариев.

Интеграция социальных медиа и библиотечного сайта позволяет привлечь новых пользователей на ресурс и открывает новые возможности для распространения контента. Для этого нужно добавить на сайт кнопки социальных медиа, которые дадут пользователям возможность делиться впечатлением и материалами. Ресурсы можно объединить ссылками друг на друга, анонсами публикаций.

Социальные медиа – среда для партнерства и диалога. Для библиотеки социальные медиа являются экономичным и при этом эффективным способом изучения мнений о библиотечных услугах, формирования положительного имиджа, налаживания эффективных коммуникаций с реальными и потенциальными пользователями. Независимо от того, что вы начнете использовать в продвижении библиотеки – социальные сети или библиотечный сайт с «налетом социальности»  – важно начать диалог и обмен информацией между пользователем и библиотекой. 

Огнева, И. Социальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки / И.Огнева // Библиотеки в информационном пространстве : проблемы и тенденции развития : материалы III Междунар. науч. конф. молодых ученых и специалистов, Минск, 1–2 нояб. 2011 г. [Электронный ресурс] / Нац. акад. наук Беларуси, Центр. науч. б-ка им. Якуба Коласа ; [ред. кол.: Л.А.Авгуль, Н.Ю.Берёзкина (отв. ред.), О.М.Дрозд, М.П.Лазерко, А.В.Стефанович; библиогр. ред. Е.А.Бондаренко ; ред. М.М.Лис ; рец.: Р.Б.Григянец, Н.А.Яцевич]. – Электрон. дан. – Минск : Ковчег, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD ROM) ; 12 см. – Систем. требования : IBM-совместимый PC ; 256 Мб RAM ; VGA ; Windows 2000 / xp / Vista ; CD ROM дисковод ; мышь. – Загл. с экрана.

Дополнительная информация