История создания библиотеки им. Горького в г. Арзамасе

Мулюн Т.А.

История создания библиотеки им. Горького в г. Арзамасе

«Славный городок. 36 церквей и ни одной библиотеки». Эта характе­ристика Арзамаса, данная Максимом Горьким, за все годы Советской власти не подвергалась сомнению. А между тем великий писатель погрешил против истории: библиотеки в городе Арзамасе были задолго до его приезда и не од­на. 

 

 Публичная библиотека при Крестовоздвиженской церкви

В 1860 году Благочинный города Арзамаса протоиерей Иоанн Сахаров "впоследствие прошения священика Виктора Никольского вошел представле­нием открытия духовной библиотеки при Арзамасской Крестовоздвиженекой церкви". ( Ниж. еп. ведом. 1864 N 7 часть неофиц.,с.4-16).

Духовная консистория рассмотрела это прошение и 3 октября 1861 го­да разрешила организовать библиотеку. Это была первая церковная биб­лиотека такого типа, одна из первых публичных библиотек в российской провинции, В проекте библиотеки; составленном священником Крестовозви-женской церкви Виктором Стефановичем Никольским, цель ее создания оп­ределялась так: "спопешествование религиозно-нравственному развитию в городе Арзамасе между жителями всех сословий и всякого состояния, при возможно легких для них средствах". Библиотека состояла исключительно из книг духовно-нравственного содержания и духовных периодических изданий газет и журналов. Пользование библиотекой было платным. Плата составля­ла с лиц гражданского звания за год от двух до трех рублей, с лиц духовного звания от 75 коп. до 1 р. 50 коп.

Библиотека разместилась под каменной колокольней при Арзамасской Крестовоздвиженской церкви. Шкафы для книг стояли вдоль трех стен. В каждом шкафу шесть полок, разделенных перегородками на шесть отделе­ний. Книги распределены были в них по следующим отделам:

а) догматический;
б) нравственный;
в)  исторический;
г) под названием - смесь;
д) отдел периодических изданий.   

В отчете за 1862 год были подведены итоги первого года работы биб­лиотеки. Общее количество подписчиков (читателей) составляло 72 человека, среди них:

священников - 10 (из 23 городских);
диаков - 2 (из 17);
причетников - 3;
дворян и чиновников - 15;
купцов - 27;
мещан- 15.

Приблизительная книговыдача из библиотеки равна 1800 изданий, а всего фонд библиотеки составляет где-то около 300 экземпляров, судя по официальным данным. Таким образом, получается, что один экземпляр выдавался в год шесть раз, это очень высокие показатели.

Маленькое помещение и недостаточность средств для содержания спе­циального работника оправдывали создание в библиотеке только абоне­ментного отдела.

Судьба этой библиотеки в дальнейшем неизвестна. После 1917 года здание Крестовоздвиженекой церкви, построенной в 1682 году, было раз­рушено. Камень разбит в щебень и рассыпан вдоль улицы.

Библиотека Арзамасского духовного мужского училища

Эта библиотека была представлена фондами:
- фундаментальным;
- учительским;
- ученическим.

В фонд фундаментальной библиотеки входили книги, предназначен­ные для продажи ученикам и пособия, безвозмездно раздаваемые им в поль­зование.

Учительская библиотека была открыта для широкого доступа 14 мая 1869 года. Цель ее создания - помощь в работе педагогам Духовного учи­лища. Плата годовая за право пользования не превышала трех рублей, а за месяц отдавали не более 40 копеек. За книги читатели расписывались и раз­решено было за одно посещение взять не больше трех книг на срок до 14 дней. В учительской библиотеке были предусмотрены следующие наказания за задержку книг дольше установленного времени:

1.         два раза не принес вовремя - лишаешься на время права пользования библиотекой;

2.         три раза не возвратил книги вовремя - лишаешься права чтения по­сле дачи росписи об этом. (Ф2б,оп1, Дело N26. Ведомость книг испраши­ваемых безвозмездно).

 За один год в библиотеку записалось 47 человек, среди них:
учителей училища -  11 человек;
духовенства- 13 человек;
дворянства - 7 человек;
чиновников - 2 человека;
купечества - 13 человек;
мещан - 1 человек.

Работали в библиотеке так называемые наставники, которые помогали в выборе книг, учитывая образование, сословие, интересы читателей. Распо­лагалась учительская библиотека духовного училища в монастырской келье Спасопреображенского монастыря, а не в здании самого училища. Выдача и прием книг проводились три раза в неделю - в воскресенье, вторник, четверг.

Фонд пополнялся и за счет покупки книг на денежные отчисления по одному рублю из жалования учителей, сбор денег с учеников и за счет взно­сов с читателей библиотеки. За один год собиралось 155 рублей, по тем вре­менам сумма значительная. Если учесть еще и то, что в Лыскове, например, на библиотеку такого же ранга выделялось всего 65 рублей в год, то можно сказать, что библиотека финансировалась хорошо.

В библиотеку училища книги также поступали из хозяйственного ве­домства при Священном Синоде, партии бывали большими, до 470 экземпля­ров. Среди этих поступлений были: «Латинский лексикон» Кронеберга, Сло­варь латинский Ананьева, Курс всеобщей истории Иловайского, Краткие очерки Русской истории. Псалтырь, Часослов, а так же Эзоп, Плутарх и т.д. Еще один источник комплектования - пожертвования и дары.

Библиотека Воскресной школы.

В 1893 году была организована Воскресная школа, состоявшая в веде­нии уездного отделения епархиального нижегородского училищного совета.

Часть денег на организацию ВШ поступила от местного населения. Самые солидные пожертвования были сделаны на организацию библиотеки для чтения при школе. Для снабжения школы учебными пособиями, учреди­телями было привлечено Арзамасское Кирилло-Мефодьевское братство. Це­лую библиотеку из 86 названий в 218 экземпляров и массу методических ма­териалов бесплатно прислала известная учредительница Харьковской ВШ Алчевская. Через два года после организации библиотека ВШ города Арза­маса состояла уже из 322 экземпляров. Ее фонд делился на пять разделов:

1.         Религиозно-нравственный (127 переплетов)

2.         Отдел изящной литературы (106 переплетов)

3.         Всеобщая русская история (39 переплетов)

4.         География и естествознание (35 переплетов)

5.         Отдел смеси (15 переплетов)

 

Библиотека среди простолюдинов города стала очень популярной. Ее фондами пользовались не только учащиеся ВШ, но и их родственники. "Все­обще точно определить круг влияния библиотеки при школе не возможно" (Руднев В. Арз. воскресная школа//Рус. школа.-1895.-N1.-0.215-223). В пер­вый год работы библиотеки книговыдача была пять книг на одного читателя. Спрос на литературу распределялся следующим образом:

Религиозно-нравственная литература - 31%;
Изящная литература  - 50%;
История - 12%;
География и естествознание - 6%;
Смесь - 1%.

Самым популярным изданием среди читателей было Житие Святых в отдельных брошюрах. Ему уступали сочинения А.С. Пушкина, Библейские рассказы, Жизнь Христа.
Библиотекой пользовались уже 94% учащихся, или 146 человек, в среднем на одного за один год было выдано 10 книг, то есть книговыдача увеличилась в два раза. Художественная литература продолжала пользовать­ся большим спросом среди учащихся, особенно популярным был историче­ский роман А. Толстого "Князь Серебряный". Очень хорошо читалась книга Пуцыковича "Жизнь Христа".

Несмотря на то, что 2 раздел (изящная литература) уступал в коли­чественном отношении 1 разделу (религиозно-нравственному), среди его чи­тателей он пользовался большим спросом, а так как читателями являлись за­частую учащиеся, их родственники и друзья, то можно говорить о широком распространении художественной (изящной) литературы среди значительной части населения города Арзамаса. На втором месте по распространенности стояла религиозно-нравственная литература.

Библиотека Кирилло-Мефодьевского братства

28 сентября 1897 года Арзамасское Кирилло-Мефодьевское братство учредило собственную бесплатную библиотеку в городе Арзамасе. Распола­галась библиотека по ул. Большой (нынешняя Коммунистов, 42). В фондах преобладали книги нравствено-религиозной тематики: собрание сочинений святого Дмитрия Ростовского, труды святого Иоанна Кронштадского, ду­ховные сочинения отца Григория Дьяченко, Лопухина. О церковных древ­ностях нашего края арзамасцы могли узнать из брошюр: "Общежительная Саровская обитель", "Описание Высокогорской пустыни в городе Арзамасе". Были в библиотеке и сочинения местных авторов: отца Владимирского "На­ставления в православной вере" и Н. Лузина "О принесении Смоленской иконы в Выездную Слободу".

Видимо, именно литература из этого раздела возмутила писателя П.П. Плетнева, писавшего в 1933 году в книге "Горький в Арзамасе" следующее: "... все так называемое просвещение здесь находилось в руках Кирилло-Мефодьевского братства - черносотенно-поповской организации, которой руководили наиболее реакционные попы... Общество это ... в колоссальном количестве распространяло дешевую церковно-монархическую литературу (торговало на папертях церквей, в школах), и, наконец, "братство" располага­ло единственной на весь город и уезд огромной библиотекой". Далее писа­тель приводит обзор библиотеки и дает духовной литературе определение -"тому прочая белиберда". Оставим это на совести написавшего.

Конечно, можно посетовать, что не было в той библиотеке сочинений марксистов, социал-демократов и тому подобное. Но там были почти все ве­дущие отечественные писатели от Боборыкина до Горького, зарубежные ав­торы от Байрона до Гамсуна. Исчерпывающим был исторический отдел биб­лиотеки. Там были труды важнейшего историографа России Николая Ми­хайловича Карамзина. Душою Кирилло-Мефодьевского братства был его сын, живший в родовом поместье Рогожка близ Арзамаса.

Утверждение Горького об отсутствии библиотек странно еще и потому, что он сам к тому времени сотрудничает с А.М. Храброе в деле устройства библиотек по крайней мере год. Знакомство Алексея Михайловича с инспек­тором школ Александром Михайловичем Храбровым состоялось, по всей ве­роятности весной 1901 года.

Летом 1901 года А.М. Горький положительно ответил на А.М. Храброва принять участие в устройстве библиотеки для учителей в г. Арзамасе.

В письме к Пятницкому, написанном тотчас же после разговора о биб­лиотеке для учителей с Храбровым, писатель просил выслать в г, Арзамас на имя Храброва все издания "Знания" по одному экземпляру за его (Горького) счет, "Сие нужно, - добавлял он в письме, - для устройства мною совместно с Храбровым библиотеки для учителей и учительниц. Совершить это надо по­скорее". (Арх. Г., т.4, стр. 26). Узнав, что просимые книги в Арзамасе полу­чены, он писал Пятницкому: "Очень благодарю за то, что послали в Арзамас книги. Учителя чрезвычайно рады им" (т.28, стр. 182). Эти книги послужили потом базой для создания Арзамасской уездной учительской библиотеки. (Судьба этой библиотеки - тоже белое пятно). Для нее, а также для школь­ных ученических и так называемых бесплатных народных библиотек, учреж­денных тогда уездным земством по инициативе А.М. Храброва в крупных селах уезда, например, в Панове, в Костянке, в Абрамове, в Выездном и дру­гих пунктах, Горький .еще до ссылки в Арзамас стал выписывать лучшие по тому времени прогрессивные журналы и выписывал их ряд лет. Об этом мы узнаем из его письма сотруднику книгоиздательства "Знание" С. П. Боголюбову от 28 декабря 1902 года. В нем он просил выписать в Арзамас на имя Храброва по 10-11 экз. журналов "Русское богатство", "Образование", "Нива" с полным собранием сочинений Лескова, "Природа и люди", "Вестник само­образования", "Журнал для всех", "Новый журнал иностранной литературы", "Читальня народной школы", а также детские издания "Игрушечка", "Род­ник", "Детский отдых", "Юный читатель" и другие. При этом писатель сооб­щал, что эти издания он выписывает в Арзамас уже третий год. (Горьковский архив в Москве. Письмо не опубликовано)".

Помогая Храброву в организации народных библиотек, Горький близко к сердцу принимает это дело: «Книги эти потребны для библиотек моих». Это из письма Телешову от 21 июня 1902 г., в котором он просит выслать в Арзамас 5 экземпляров только что выпущенного в свет товарищеского сбор­ника «Книга рассказов и стихотворений».

В одном из писем Горького А.М. Храброву читаем: «Александр Ми­хайлович. Не окажется ли возможным постепенно, по мере возможности соз­дать в Арзамасе публичную библиотеку? Я бы пришел с готовностью на по­мощь Вам в этом деле. Пешков.» (Г. Обл. архив. ФЗЗЗ оп-1 410 л. 14)

В мае 1902 г. Горький оказался в Арзамасе в ссылке, познакомился с городом, людьми. Идея устройства общедоступной библиотеки витала в воз­духе. Леонид Петрович Цыбышев взял на себя ответственность открыть ее на свое имя в собственном доме на базе домашней библиотеки отца по адресу Попов переулок (ныне ул. Владимирского, 29). А.М. Храбров организовал сбор денег по подписному листу на ее содержание. Горький же занялся ком­плектованием фонда библиотеки.

В августе 1902 года учредители библиотеки послали прошение Ниже­городскому губернатору с ходатайством городской управы на ее открытие, В сентябре разрешение было получено. Библиотека стала налаживать выдачу книг, просветительскую работу с читателями. И вот уже в конце года арза­масский полицейский надзиратель в донесении уездному исправнику о биб­лиотеках в городе наряду с Кирилло-Мефодиевской библиотекой числит и публичную библиотеку "арзамасского мещанина Леонида Петровича Цыбышева".

Через год при библиотеке было избрано правление из шести человек во главе с председателем и секретарем.

Вскоре правление подготовило устав библиотеки, который был ут­вержден заместителем министра внутренних дел 9 марта 1904 года. С тех пор она стала именоваться Арзамасская общественная библиотека имени по­эта Н.А. Некрасова. Хотя в объявлении об открытии библиотеки в «Ниже­городском листке» 27 декабря 1904 года, указан адрес: ул. Прогонная, дом Оболенского, библиотека так и осталась в доме Цыбышевых по Попову пе­реулку.

С избранием правления и принятием устава библиотека стала управ­ляться на демократических началах. Регулярно, раз в месяц, созывались за­седания правления и шесть раз в год - общие собрания читателей. Бюджет ее складывался главным образом из подписной платы, из так называемых по­жертвований, из небольшого пособия от земства и платы за абонементные книжки. "Чтение книг, журналов, газет, пользование различными пособия­ми, специальными и справочными изданиями и т.п. в залах библиотеки для всех - бесплатное", - говорилось в уставе.

"Арзамас Нижегородской Губернии.
15 декабря 1904 года в помещении женской гимназии состоялось пер­вое общее собрание членов вновь открываемой библиотеки имени Н.А. Не­красова. Из 64 записавшихся членов на собрание прибыли 29. Председателем собрания избран А.М. Храброе, секретарем - П.П. Цыбышев ...

... Основанием библиотеки послужит 702 тома книг и 252 книги жур­налов, поступивших из библиотеки Цыбышева на сумму более 700 рублей. Л.Л. Оболенский сообщил, что большая половина книг (более 500 рублей) пожертвована известным писателем А.М. Пешковым (Максимом Горьким] которого г. Оболенский предложил избрать почетным членом. Избрание со­стоялось единогласно» - так рассказал о первом собрании на страницах «Вол­гаря» 28 декабря 1904 года собственный корреспондент.

Уезжая из Арзамаса осенью 1902 года, Горький обещал пополнять ее фонд и слово свое сдержал.

Из письма к Храброву: «Мною послано вам по почте два тючка книг...», или в другом письме: «Для общественной библиотеки книги долж­ны быть посланы, напишите в «Знание», что бы вам послали новые книги» (Архив Горького в Москве).

В архиве А.М. Горького имеется единственное письмо Храброва, отно­сящееся к 1905 году:
«Многоуважаемый Алексей Максимович!
От имени правления нашей общественной библиотеки обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой не отказать в высылке в библиотеку одного эк­земпляра газеты «Новая жизнь» в течение 1906 года по адресу: Арзамас, в Некрасовскую библиотеку.

Затем лично от себя прошу Вас сообщить:
Можно ли рассчитывать по примеру прошлых лет в будущем 1906 г. на получение детских журналов для школьных библиотек?

Будут ли высланы остальные книжки по списку, который был послан мною Вам летом? (Книжки получены по одному экз.).

Я последнее время все воюю с темными местными силами: черной сот­ней, полицией, духовенством и проч. У меня уже несколько раз били стекла в квартире и подкидывали записки с угрозами «стереть с лица земли»... На днях наш Арзамас объявлен на положении усиленной охраны.

Жду ответа.
А. Храбров.
Арзамас.

P.S. Если можно, не откажите выслать несколько экземпляров своих сочинений и других изданий «Знания» для бесплатных народных библиотек. Наконец-то мы расстались с каталогом Министерства Нар [одного] Пр [ос­вещения]!

Сейчас получил частное предупреждение, что у меня в квартире пред­полагается произвести обыск и что, быть может, меня заберут. Не хотелось бы сейчас садиться, т. к. предстоит много работы...»

В годовом отчете Некрасовской библиотеки за 1905 год читаем: «В те­кущем году почетным членом библиотеки А.М. Пешковым пожертвовано книг 162 названия».

Даже будучи за границей в достаточно стесненных условиях Горький помнит об арзамасской библиотеке. Из Италии он пишет:

«Уважаемый Александр Михайлович. Помочь я вам могу мало - дела мои плохи, конфискуют книги, денег нет. Но есть надежда, что они будут у меня в начале года, и тогда я пришлю вам рублей на 300, а пока пошлите прилагаемую записку в «Знание» и получите оттуда книге по беллетристике. Если же вам требуются книжки серьезного тона, составьте список, пришлите мне, я постараюсь достать вам все, что нужно. Крепко жму руку, желаю вся­ких успехов и бодрости духа. Ваш А. Пешков» (архив Г. в Москве).
До 1907 года, пока Храбров жил в Арзамасе, книги шли на его имя.

В 1913 году, согласно отчету , фонд библиотеки 2540 экземпляров, до­брая половина которых - русская и зарубежная художественная литература. В библиотеке 1129 читателей, книговыдача за год составила 7734 экземпля­ра. Первое место по популярности у читателей занимает Л. Толстой (283 кни­ги за год), а второе А.М. Горький (210 книг).

В 1914 году Алексей Максимович Горький последний раз прислал кни ги в арзамасскую общедоступную библиотеку имени поэта Некрасова в ко личестве 83. (К сожалению не все из них сохранились). ...В 1960 году в фонд исторического музея были переданы 12 книг, на которых была сделана (по всей видимости библиотекарем) надпись карандашом: «Пожертвована Горь­ким».

В 1928 году библиотеке было присвоено имя великого писателя Алек­сея Максимовича Горького. Так арзамасская общедоступная библиотека имени поэта Некрасова стала арзамасской городской библиотекой имени А.М. Горького.

Прошло 100 лет со дня открытия в городе общественной библиотеки. И за это время вопросов по ее истории только прибавилось. Вот только два и: них: Известный в городе краевед А.И. Потехин в 1966 году на страницах «Арзамасской правды» написал:

«За время своего существования с 1904 г. библиотека сменила 4 адреса: из дома Цыбышевых, что на улице Владимирского, перекочевала на ул. Коммунистов в дом Шерстнева, оттуда на улицу К. Маркса в бывшее духов­ное училище, за тем снова на улицу Коммунистов в особняк фабриканта Вя-зова и, наконец, переехала в дом культуры (АП, 1966, 11.03)».

Почему в истории библиотеки числятся только адреса: Попов пере­улок, Большая (Коммунистов) 21, Калинина 29 (Дом культуры) и ни каких воспоминаний о доме Шерстнева? Имел ли какое-либо отношение к созда­нию библиотеки отец Федор Владимирский, как на этом и настаивают неко­торые краеведы? Надеемся, что дальнейшее изучение этой темы даст нам от­вет на все возникающие вопросы.

Дом Цыбышевых в Поповом переулке (ул.Владимирского, 29). Первое здание библиотеки.

 

 

 

 

 

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />