ЗАГАДКИ ТЕРЮШЕВСКОЙ МОРДВЫ

16 мая в Центральной городской библиотеке им. А.М. Горького состоялась встреча с Ольгой Валерьевной Гальцевой – известным нижегородским краеведом, заведующей сектором этнографии Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, основателем и руководителем Центра традиционной культуры «Константиново поле».

Ольга Валерьевна много лет занимается реконструкцией культуры уникальной этнической группы, представители которой издревле проживают на территории Дальнеконстантиновского района, – мордвы-терюхан. Терюхане известны, среди прочего, двумя восстаниями против русской колонизации (1743-45 и 1810 гг.). Последнее из них возглавил объявивший себя пророком Кузьма Алексеев – интересный пример выдающейся исторической личности из числа малых народов Поволжья.

Свое выступление Ольга Валерьевна назвала интригующе – «Загадки исчезнувшего племени. Этнография мордвы-терюхан». И для этого у нее есть все основания. Терюхане – очень противоречивая этническая группа. С одной стороны, они обладали стойким самосознанием, выделявшим их из русского населения. Это единственная группа мордвы, которая применяет к себе этот экзоним. Еще в середине позапрошлого века терюхане были последовательными носителями мордовской мифологии и обрядности, именно у них почерпнул соответствующую информацию П.И. Мельников-Печерский, работая над своими «Очерками мордвы». С другой стороны, терюхане давно утратили свой язык, а традиции праздничной одежды обнаруживают больше общего с русским населением Рязанской или Воронежской областей, чем с субэтносами мордвы – эрзей и мокшей.

Ключом к загадке происхождения терюхан Ольга Валерьевна считает вышивку на рукавах верхней одежды терюхан шушпана. Ее анализ свидетельствует о том, что предками терюхан была привилегированная этническая группа Золотой Орды, имевшая особые статусные знаки – тамги, которые со временем превратились в родовые символы и стали основным мотивом оригинальной терюханской вышивки.

Хотя еще в середине прошлого века советская этнография объявила терюхан вымершими, Ольга Валерьевна доказывает, что многие их традиции еще живы, хотя и изменили свою форму под влиянием христианизации.

Выступление Ольги Валерьевны вызвало живейшую дискуссию, в которой приняли участие студенты и преподаватели Арзамасского филиала ННГУ, члены арзамасского исторического общества «Арсания».

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />