Поэт «чистого искусства»: к 195-летию со дня рождения А.Н. Майкова

Майков Аполлон Николаевич (1821–1897) - русский поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Родился в Москве в семье академика живописи Н.А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Детские годы поэта  прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи Аполлон Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией. Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку В. Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное». Сборник имел большой успех.

Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин и сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.

Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта - искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.

Из обширного наследия Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе: «Весна! Выставляется первая рама…», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие, отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов (Чайковского, Римского-Корсакова и др.) на написание романсов. Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича. Помимо поэтических произведений, очерков и рецензий на книги, Майков писал также прозу, не являющуюся значительной. После 1880 г. практически не издал ничего нового, занимаясь правкой своих произведений для подготовки собрания сочинений.

Всю жизнь Майков трудился, занимался самообразованием, литературным творчеством. Произведения Аполлона Николаевича – богатый вклад, которым может гордиться русская литература.

В фонде ЦГБ им. А.М. Горького представлены как сборники произведений поэта, так и статьи о его жизни и творчестве, предлагаемые ниже:

  • Айхенвальд, Ю. Силуэты русских писателей. В 2 т. Т 1.  / Ю. Айхенвальд. – Москва: Терра, 1998. – С. 154-162.
  • Гайнцева, Э.Г. Николай Аполлонович Майков и его воспоминания // Рус. лит. – 1997. - № 1. – С. 123-148.
  • Гапоненко, П.А. Стилевая энергия эпиграмм А.Н. Майкова // Рус. речь. – 1999. - № 2. – С. 3-9.
  • Грязнова, А. Т. Вербально-образная картина мира в «римском цикле» А.Н. Майкова //  Рус. язык в школе. – 2011. - № 5. – С. 58-63.
  • Еремин, В.Н. Аполлон Николаевич Майков // Еремин, В.Н. Сто великих поэтов / В.Н. Еремин. – Москва: Вече, 2006. – С. 340-344.
  • Захаркин, А.Ф. А.Н. Майков // Захаркин, А.Ф. Русские поэты второй половины XIX века / А.Ф. Захаркин. – Москва: Просвещение, 1975. – С. 231-240.
  • Коровин, В. А. Майков // Коровин, В. Русская поэзия XIX века / В. Коровин. – Москва: Знание, 1983. – С. 86-88.
  • Коровин, В.И. Аполлон Николаевич Майков // Коровин, В.И. История русской литературы XIX века / В.И. Коровин. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – С. 614-635.
  • Кулешов, В.И. А.Н. Майков // Кулешов, В.И. История русской литературы XIX века / В. И. Кулешов. – Москва: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. – С. 671-676.
  • Ломов, В.М. Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) // Ломов, В.М. Сто великих русских писателей / В.М. Ломов. – Москва: Вече, 2010. – С. 120-124.
  • Лотман, Л.М. Лирическая и историческая поэзия 50-70-х годов // Лотман, Л.М. История русской поэзии. В 2 т. Т. 2. / Л.М. Лотман. – Ленинград: Наука, 1969. – С. 125-129, 189-190.
  • Манн, Ю. Метаморфозы литературного героя // Манн, Ю. Диалектика художественного образа / Ю. Манн. – Москва: Совет. писатель, 1987. – С. 79-81.
  • Мережковский, Д. Майков А.Н. // Мережковский, Д. Эстетика и критика. В 2 т. Т. 1 / Д. Мережковский. – Харьков: Фолио, 1994.  – С. 440-456.
  • Николаева, С. «Рассказать, что солнце встало...»: из истории классической и современной детской литературы // Дошк. воспитание. – 1998. - № 10. – С. 90-91.
  • Серова, Л. Любить, надеяться и верить: [о жизни и творчестве] // Наука и жизнь. – 2007. - № 7. – С. 112-114.
  • Соловьев, В.С. Майков А.Н. // Соловьев, В.С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика / В. С. Соловьев. – Москва: Книга, 1990 – С. 469-474.
  • Соложенкина, С. Гармонии стиха божественные тайны: [о творчестве А. Майкова] // Смена. – 1994. - № 10. – С. 76-84.
  • Сухова, Н. Чувство природы  у Майкова, Фета и А. Толстого // Лит. в школе . – 1996. - № 3. – С. 93-101.
  • Троицкий, В.Ю. Духовный и художественный мир А.Н. Майкова // Троицкий, В.Ю.  Словесность в школе / В.Ю. Троицкий. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – С. 294-307.
  • Троицкий, В.Ю. Слово о Майкове // Лит. в школе. – 1996. - № 6. – С. 19-26.
  • Шанский, В.Н. Лето в поэзии русских авторов  XIX века // Нач. школа. – 2003. - № 8. – С. 115-119.

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />