Мастер острого словца. К 160-летию Б. Шоу

 

В этом году отмечается 160-летие со дня рождения английского писателя, драматурга, прозаика, эссеиста, одного из реформаторов театра 20 века Джорджа Бернада Шоу.

Писатель родился в 1856 году в Ирландии в семье торговца зерном и певицы. Мало чему научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч.Диккенса, У.Шекспира, Д.Беньяна, арабских сказок, а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее. Система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии. Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе.

Прожив детство в Ирландии, он принимает решение уехать в Лондон. Здесь Б. Шоу создал свои первые произведения, а позже вёл газетную колонку, посвящённую музыке. Однако его ранние романы не имели успеха до 1885 года, когда он стал известен как творческий критик.

Литературные интересы Бернарда Шоу были необычайно широки, его эрудиция в различных областях художественной литературы и науки поражала современников. Знаток музыки и сам музыкант, он написал множество статей и рецензий в качестве музыкального критика, а также выступал с блистательными по стилю и оригинальными по мыслям и жанрам статьями в лондонских газетах в качестве театрального критика, подписываясь псевдонимами.

В драматургию Шоу пришел почти случайно, когда судьба свела его с известным английским театральным критиком Уильямом Арчером. Вместе они решили написать пьесу, которая осталась незаконченной. Так Джорж Бернард вступил на поприще драматического писателя. Первая и вторая пьесы не имели успеха у читателей, зато третья произвела сенсацию и вызвала дискуссии, не затихавшие несколько лет.

Его произведения затрагивают  темы, никогда прежде не возникавшие в английской драматургии: бесчестные махинации, на которых наживаются респектабельные домовладельцы; любовь, не считающаяся с мещанскими нормами и запретами; проституция, показанная как болезненная социальная язва Англии. Они включают острый юмор, исключительный для драматургов викторианской эпохи. Шоу начал реформировать театр, предлагая новые темы и приглашая публику к обдумыванию моральных, политических и экономических проблем.

Джорж Бернард создал шестьдесят три пьесы, в которых нашли свое отражение его жизненный опыт и мудрость, а также романы, критические произведения, эссе и больше чем 250 000 писем.

Шоу известен также своими афоризмами, при этом он их никогда пециально не придумывал – просто его пьесы, рассказы, статьи, речи, интервью и письма настолько ими переполнены, что это навсегда обеспечило материалами составителей сборников исторических анекдотов и мудрых мыслей. Самый цитируемый писатель мира признавался: «Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее».

Узнать больше о жизни и творчестве Б. Шоу вы можете в изданиях из фонда ЦГБ им. А.М. Горького:

  1. Аникст, А.А. Бернард Шоу (К 100-летию со дня рождения) / А.А. Аникст. – Москва, Знание, 1956. – 32с.
  2. Бабенко, В. Бернард Шоу в поисках новых путей // Бабенко, В. Драматургия современной Англии / В. Бабенко. – Москва: Высшая школа, 1981. – С. 70 – 40.
  3. Балашов, П.С. Художественный мир Бернарда Шоу / П.С. Балашов. – Москва: Художественная литература, 1982. – 326с.
  4. Гозенпуд, А.А. Шоу // Гозенпуд, А.А. Пути и перепутья / А.А. Гозенпуд. – Москва, Искусство, 1967. – С.16-39.
  5. Гражданская, З.Т. На заре XX века // Гражданская, З.Т. От Шекспира до Шоу / З.Т. Гражданская. – Москва: Просвещение, 1992. – С. 151-168, 172-178.
  6. Гражданская, З.Т. Бернард Шоу: очерк жизни и творчества / З.Т. Гражданская. Москва: Просвещение, 1965. – 212с.
  7. Деннингхаус, Ф. Театральное призвание Б. Шоу / Ф. Деннингхаус. –  Москва: Прогресс, 1978. – 328с.
  8. Затонский, Д. Пути к синтезу. // Затонский, Д. Искусство романа и 20 век / Д. Затонский. – Москва: Художественная литература, 1973. – С. 174-185.
  9. Ивашева, В.В.  Бернард Шоу. Творчество 1919-1950х гг. // Ивашева, В.В. Английская литература. ХХ век / В.В. Ивашева. – Москва: Просвещение, 1967. – С. 148-151.
  10. Ломов, В.М. Джордж Бернард Шоу // Ломов, В.М. Сто великих зарубежных писателей / В.М. Ломов. – Москва: Вече, 2009. – С. 273-277.
  11. Морозов, М. Драматургия Бернарда Шоу // Морозов М. Избранное / М. Морозов. – Москва: Искусство, 1979. – С. 506-520.
  12. Мусский, С.А. Бернард Шоу // Мусский, С.А. Сто великих нобелевских лауреатов / С.А. Мусский. – Москва: Вече, 2004. – С. 38-44.
  13. Образцова, А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков / А.Г., Образцова. – Москва: Наука, 1974 - С. 94-95
  14. Пирсон, Х. Бернард Шоу /  Х. Пирсон. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 544с.
  15. Пристли, Д.Б. Шоу // Пристли Д.Б. Заметки на полях / Д.Б. Пристли. – Москва: Прогресс, 1988. – С. 295-300.
  16. Сабашникова, Е.С. Театрализация // Сабашникова Е.С. О литературе с экрана ТВ / Е.С. Сабашникова. –  Москва: Знание, 1987. – С.31-33
  17. Честертон, Г.К. Критик: фрагмент кн. «Джордж Бернард Шоу» // Иностр. лит. – 2010. - № 8. – С. 258-267.
  18. Шоу Б. Кто я такой? Автобиографические заметки // Шоу Б. Пьесы. Статьи о театре. Автобиографические заметки. Литературные портреты. Новеллы / Б. Шоу. – Москва: АСТ, 2004. – С. 795-927.

  

 

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />