Мастер новеллы: к 135-летию со дня рождения Стефана Цвейга

Стефан Цвейг - австрийский писатель, прославившийся, главным образом, как автор новел и художественных биографий, литературный критик. Имя Цвейга известно во всем мире, а словосочетание "новеллы Цвейга" давно уже стало нарицательным. В чем секрет такой популярности? Вероятно в том, что он был безупречнейшим, самобытным и ярким мастером изящной психологической прозы. Он начал писать рано, в 16 лет напечатал первые эстетски-декадентские стихи, в 19 – издал за свой счет сборник стихов «Серебряные струны». Успех пришел мгновенно: стихи понравились самому Р.М. Рильке, а грозный редактор солидной австрийской газеты «Neue Freie Presse» Теодор Герцль взял его статьи для публикации. Настоящую славу Цвейгу принесли произведения, написанные после войны: новеллы, «романизированные биографии», сборник исторических миниатюр «Звездные часы человечества», биографические очерки.

Многочисленные новеллы Цвейга отличаются драматичностью и неожиданной кульминацией, впечатляют своей динамикой и психологизмом, откровенностью в демонстрации движения человеческой души. Цвейг считал, что каждому человеку присуще некое врожденное, «демоническое» начало, которое гонит его за пределы собственной личности, «к опасности, к неведомому, к риску». Именно этот прорыв опасной – или возвышенной – части нашей души он и любил изображать.

Творчество Цвейга положительно оценивал М. Горький: «Стефан Цвейг - редкое и счастливое соединение таланта глубокого мыслителя с талантом первоклассного художника». Особенно высоко он отмечал новеллистическое мастерство Цвейга, его удивительное умение откровенно и вместе с тем максимально тактично рассказать о самых интимных переживаниях человека.

Особенность новелл Цвейга, его новаторство в этом виде искусства заключается в том, что он создал уникальную модель произведения малого жанра: глубоко гуманистическую  и философичную. Каждое цвейговское произведение – это путешествие, это бесконечная дорога, по которой движутся его герои. Цвейг очень читаем и в наши дни, т.к. писал он о духовной сути отношений, излишне не морализируя.

Предлагаем вам список произведений Цвейга, а также статьи и книги, посвященные его творчеству. Все представленные материалы имеются в фондах центральной городской библиотеки им. А.М. Горького.

 

Произведения Цвейга:

Избранные сочинения в 4 т. : Т.2: Новеллы ; Эссе, очерки / С. Цвейг ; сост. Н.Бунина. - Москва: Максим, 1994. - 528 с.

  1. Борьба с демоном /  С. Цвейг. – Москва : Республика, 1992. – 304 с.
  2. Вчерашний мир / С. Цвейг. – Москва: Прогресс, 1991. – 545 с.
  3. Казанова ; Фридрих Ницше ; Зигмунд Фрейд / С. Цвейг. – Москва : Интерпракс, 1990. – 256 с.
  4. Мария Антуанетта  портрет ординарного характера / С. Цвейг. – Москва : Известия, 1992. – 492 с.
  5. Мария Стюарт ; Звездные часы человечества ; Новеллы и легенды / С. Цвейг ; вступ. ст. С.А. Ромашко. – Москва : НФ "Пушкинская б-ка" : АСТ, 2003. - 1008 с. - (Золотой фонд мировой классики).
  6. Мария Стюарт: [роман] / Стефан Цвейг; [пер. с нем. Р. Гальпериной]. – Москва : Мир книги: Литература, 2006. - 348,[2] с. - (Женские лики - символы веков).
  7. Нетерпение сердца : Роман ; Новеллы / С. Цвейг. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 1998. - 672 с. - (Зарубежная классика).
  8. Нетерпение сердца ; Кристина Хофленер / Стефан Цвейг. - Ростов-на-Дону : Гермес, 1993. - 543,[1] с. - (Библиотека сентиментального романа).
  9. Новеллы / С. Цвейг ; сост. и вступ. ст. А. Русаковой ; худ. А. Слепков. – Ленинград: Худож. лит., Ленингр. отделение, 1981. – 320 с. – (Классики и современники. Зарубежная лит-ра).
  10. Очерки / С. Цвейг. – Москва : Совет. Россия, 1985. – 560 с.
  11. Статьи ; Эссе ; Вчерашний мир ; Воспоминания европейца / С. Цвейг. – Москва : Радуга, 1987. – 478 с.

 

О нем:

  1. Брайнина, Б. Стефан Цвейг – встречи, прощание // Брайнина, Б. Федин и Запад / Б. Брайнина. – Москва : Совет. писатель, 1980. – С. 245-255.
  2. Девекин, В. Цвейг/ / Девекин, В. Не сгоревшие на костре / В. Девекин. – Москва : Совет. писатель, 1979. – С. 154-158.
  3. Затонский, Д. Стефан Цвейг, или Нетипично-типичный австриец // Затонский, Д. Художественные ориентиры  XX века / Д. Затонский. – Москва : Совет. писатель, 1988. – С. 206-271.
  4. Кислинг, В. Путь в Петрополис : [ биогр. австр. писателя С. Цвейга] // Иностр. лит. – 1984. - № 6. – С. 166-173.
  5. Либинзон, З. Неопубликованные письма Стефана Цвейга // Либинзон, З. Классика и современность / З. Либинзон. – Нижний Новгород : Нижегородский гос. пед. ун-т, 1993. – С. 223-226.
  6. Макаров, П. Читая Стефана Цвейга: к 100-летию со дня рождения писателя // Семья и школа. – 1981. -  № 11. – С. 47-48.
  7. Сучков, Б.Л. Рихард Штраус и Стефан Цвейг в их переписке // Сучков, Б.Л. Собр. соч. В  3 т. Т. 3 / Б. Л. Сучков. – Москва : Худож. лит, 1985. – С. 381-387.
  8. Тахо-Годи, Е. Стефан Цвейг // Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература XIX и XX века. Ч.2 / Е. Тахо-Годи. – Москва: Аванта, 2001. – С. 370-375.
  9. Федин, К. Драма Стефана Цвейга // Федин, К. Писатель. Искусство. Время / К. Федин. – Москва : Совет. писатель, 1980. – С. 277-280.
  10. Чхартишвили, Г. Пять писателей, предавшихся любви // Чхартишвили, Г. Писатель и самоубийство / Г. Чхартишвили. – Москва : Новое литературное обозрение, 2000. – С. 352-353.
  11. Штайнер, Г. Стефан Цвейг // Курьер ЮНЕСКО. – 1992. - № 10. – С. 5

 

Дополнительная информация