Цитаты о М. Горьком

Максим Горький – культовый писатель советского периода российской истории. Его произведения известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. В начале XX века по ним составляли свое представление о России в Европе, Америке и других странах. Критики разделись во мнениях о таланте Горького как писателя, но мало кто отрицает его роль в становлении социалистического реализма как основного литературного направления Страны Советов. К 150-летию писателя предлагаем вниманию читателей подборку цитат о М. Горьком.

  • "Самая резкая и самая глубокая черта, более того: основание художественной индивидуальности Горького - это его деспотизм. Повелитель, властелин, деспот, не терпящий ни в ком противоречий, даже в себе самом. Если Горький противоречит Горькому, то он просто прикрывает его шапкой; и пусть под шапкой две головы - снаружи полное единство". Л. Н. Андреев 
  • "Девяностые годы XIX столетия и первая половина девятисотых прошли в России под знаком Горького – с этим не станут спорить и его ненавистники". Д. Л. Быков 
  • «Горький – писатель великий, чудовищный, трогательный, странный и совершенно необходимый сегодня». Д. Л. Быков 
  • "Горький - пролетарский Печорин, свидетельство того, что теперь судьбу России будут решать низы". Д. Л. Быков 
  • «Горького не увлекал марксизм, но увлекала мечта о новом человеке и новом Боге..." Д. Л. Быков 
  • "Несимпатичен мне Горький, как человек, но какой это огромный, сильный писатель и какие страшные и важные вещи говорит он о писателе". М. А. Булгаков 
  • "Вот уже сколько лет мировой славы, совершенно беспримерной по незаслуженности..." И. А. Бунин 
  • "Чехов и Горький действительно "пророки", хотя не в том смысле, как о них думают, как, может быть, они сами о себе думают. Они "пророки" потому, что благословляют то, что хотели проклясть, и проклинают то, что хотели благословить. Они хотели показать, что человек без Бога есть Бог; а показали, что он - зверь, хуже зверя - скот, хуже скота - труп, хуже трупа - ничто". Д. С. Мережковский 
  • "Чехов и Горький выразители не столько народной, сколько сословной, не столько культурной, сколько интеллигентной середины русского среднего сословия, самого многочисленного и деятельного, которому в настоящее время предстоит "делать историю" и за то, что будет сделано, дать ответ на страшном суде истории". Д. С. Мережковский 
  • ""Человек - вот правда. В этом - все начала и концы. Все в человеке, все для человека. Существует только человек". - "Истинный Шекинах (Бог) есть человек".  Таково исповедание Горького". Д. С. Мережковский 
  • "Горький заслужил свою славу: он открыл новые, неведомые страны, новый материк духовного мира; он первый и единственный, по всей вероятности, неповторимый в своей области. При выходе в ту "страну тьмы и тени смертной", которая называется босячеством, навсегда останется начертанным имя Горького". Д. С. Мережковский 
  • "В произведениях Горького нет искусства; но в них есть то, что едва ли менее ценно, чем самое высокое искусство: жизнь, правдивейший подлинник жизни, кусок, вырванный из жизни с телом и кровью... " Д. С. Мережковский 
  • "О Горьком как о художнике именно больше двух слов говорить не стоит. Правда о босяке, сказанная Горьким, заслуживает величайшего внимания; но поэзия, которою он, к сожалению, считает нужным украшать иногда эту правду, ничего не заслуживает, кроме снисходительного забвения". Д. С. Мережковский 
  • Была, наконец, одна область, в которой он себя сознавал беспомощным - и страдал от этого самым настоящим образом. 
    - А скажите, пожалуйста, что мои стихи, очень плохи? 
    - Плохи, Алексей Максимович. 
    - Жалко. Ужасно жалко. Всю жизнь я мечтал написать хоть одно хорошее стихотворение.  В. Ф. Ходасевич 
  • "[...]он требовал критики, выслушивал ее с благодарностью и обращал внимание только на упреки, пропуская похвалы мимо ушей. Не редко он защищался, спорил, но столь же часто уступал в споре, а уступив - непременно садился за переделки и исправления". В. Ф. Ходасевич 
  • "Я не видал человека, который носил бы свою славу с большим умением и благородством, чем Горький". В. Ф. Ходасевич 
  • "От нижегородского цехового Алексея Пешкова, учившегося на медные деньги, до Максима Горького, писателя с мировой известностью, - огромное расстояние, которое говорит само за себя, как бы ни расценивать талант Горького". В. Ф. Ходасевич 
  • "Он считал своим долгом стоять перед человечеством, перед "массами" в том образе и в той позе, которых от него эти массы ждали и требовали в обмен за свою любовь. Часто, слишком часто приходилось ему самого себя ощущать некоей массовой иллюзией, частью того "золотого сна", который однажды навеян и который разрушить он, Горький, уже не в праве". В. Ф. Ходасевич 
  • "Мелкими жуликами и попрошайками он имел свойство обрастать при каждом своем появлении на улице. В их ремесле ему нравилось сплетение правды и лжи, как в ремесле фокусников. Он поддавался их штукам с видимым удовольствием и весь сиял, когда гарсон или торговец какой-нибудь дрянью его обсчитывали". В. Ф. Ходасевич 
  • "Ему нравились все, решительно все люди, вносящие в мир элемент бунта или хоть озорства, - вплоть до маниаков-поджигателей, о которых он много писал и о которых готов был рассказывать целыми часами". В. Ф. Ходасевич 
  • "Этому "великому реалисту" по истине нравилось только все то, что украшает действительность, от нее уводит, или с ней не считается, или просто к ней прибавляет то, чего в ней нет. Я видел немало писателей, которые гордились тем, что Горький плакал, слушая их произведения". В. Ф. Ходасевич 
  • "Горькому довелось жить в эпоху, когда "сон золотой" заключался в мечте о социальной революции, как панацее от всех человеческих страданий. Он поддерживал эту мечту, он сделался ее глашатаем - не потому, что так уж глубоко верил в революцию, а потому что верил в спасительность самой мечты". В. Ф. Ходасевич 
  • "Вся его жизнь пронизана острой жалостью к человеку, судьба которого казалась ему безвыходной. Единственное спасение человека он видел в творческой энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности - надеждой. Способность человека осуществить надежду ценил он не высоко, но самая эта способность к мечте, дар мечты - приводили его в восторг и трепет. Создание какой бы то ни было мечты, способной увлечь человечество, он считал истинным признаком гениальности, а поддержание этой мечты - делом великого человеколюбия". В. Ф. Ходасевич 
  • "[...] он не сумел себя сделать настоящим, дисциплинированным марксистом, то все же принял марксизм как свое официальное вероисповедание или как рабочую гипотезу, на которой старался базироваться в своей художественной работе". В. Ф. Ходасевич 
  • "В известности не мог с ним сравниться ни один из русских писателей, которых мне приходилось встречать. Он получал огромное количество писем на всех языках. Где бы он ни появлялся, к нему обращались незнакомцы, выпрашивая автографы. Интервьюеры его осаждали. Газетные корреспонденты снимали комнаты в гостиницах, где он останавливался, и жили по два-три дня, чтобы только увидеть его в саду или за табль-д'отом".  В. Ф. Ходасевич  
  • "Вся его литературная, как и вся его жизненная деятельность, проникнута сентиментальной любовью ко всем видам лжи и упорной, последовательной нелюбовью к правде". В. Ф. Ходасевич 
  • [Горький] несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее - Горький. Горький - эпоха, а Бунин - конец эпохи. М. Цветаева   
  • "Трагедии бытия, мучившие прежних великих писателей, Горький заменил трагедиями быта". К. И. Чуковский  
  • "Горький требует, чтобы мы были жалостливы, так как ему кажется, что в жестоких условиях мучительной русской жизни жалость необходима, как воздух". К. И. Чуковский  
  • "Горький не богоискатель, не правдоискатель, он только искатель счастья: счастье для него дороже правды, святее Бога, — и если Бог не даст человечеству счастья, Горький забракует такого никчемного Бога. И если правда не даст человечеству счастья, то да здравствует ложь!" К. И. Чуковский 

 

Больше высказываний и афоризмов по теме вы можете найти в КАРТОТЕКЕ ЦИТАТ.

Дополнительная информация