Международный день глухих

В этом году 30 сентября отмечается Международный день глухих (International Deaf Day), который был учрежден 1951 году  в связи с созданием Всемирной федерации глухих (World Federation of the Deaf, WFD). Цель этого дня — повышение информированности международного сообщества о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются глухие люди. В нашей стране к этому дню приурочено проведение всевозможных спортивных, культурных, просветительских и благотворительных мероприятий.

История сообществ глухих свидетельствует о том, что их становление и развитие во многих странах стали возможными благодаря различным встречам и объединению выпускников школ глухих.

Одним из основоположником сурдопедагогики является аббат Шарль-Мишель де Л’Эпе (1712-1789). Он открыл в Париже первую во Франции школу глухих, существующую и сегодня. Изобретенная аббатом азбука для глухонемых и способ их образования были введены в России Императрицей Екатериной II.

Участники первого Мирового конгресса глухих решили стандартизировать жестовые языки. Необходимость этого вызвана тем, что в работе конгрессов, конференций, симпозиумов по проблемам глухоты вместе со специалистами принимают участие социальные работники и общественные деятели из числа неслышащих. Таким образом, на VII Всемирном конгрессе по проблемам глухоты в Вашингтоне в 1975 г. был принят и утверждён международный жестовый язык, или джестуно (International Sign Language, gestuno) — международная знаковая система, действующая в рамках Всемирной федерации глухих (ВФГ), которая сегодня объединяет 132 национальные организации всех пяти континентов.

В настоящее время по данным ВОЗ разными нарушениями слуха страдает около 650 миллионов человек. В нашей стране проживает более 13 миллионов людей с нарушением слуха, в том числе более 1 миллиона — дети. Дошкольные и средние образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха работают во многих регионах России, а в некоторых есть средние специальные и высшие учебные заведения, где дети с нарушением слуха могут продолжить образование.

Предлагаем  вашему вниманию материалы из фонда ЦГБ им. А.М. Горького о жестовой речи и обучении людей с нарушением слуха:

  1. [Профессиональная ориентация детей с нарушением слуха : тематический номер] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 2.
  2. «… Имею право быть таким как все…» : пособие в помощь родителям, воспитывающих детей с нарушением слуха, педагогам детских дошк. учреждений и образоват. школ / отв. ред. Н. Косова. – Арзамас : АГПИ, 2001. – 36 с.
  3. Глухой ребенок в школе : педагогическая практика / сост. Л. Гришанова ;  ред. А. Ануфриева. – Нижний Новгород : [Б. и.], 2002. – 48 с.
  4. Зайцева, Г.Л. Жестовая речь. Дактилология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Зайцева. – Москва : Владос, 2000. – 1992 с.
  5. Колтуненко, И.В. Развитие речи глухих школьников : пособие для учителей / И.В. Колтуненко. – Москва : Просвещение, 1980. – 64 с.
  6. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / под ред. Т.В. Розановой. – Москва : Педагогика, 1991. – 176 с.
  7. Рау, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау. – Москва : Педагогика, 1981. – 168 с.
  8. Речицкая, Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы : пособие для учителя – дефектолога / Е.Г. Речицкая. – Москва : Владос, 2005. – 155 с.
  9. Яшкова, Н.В. Наглядное мышление глухих детей / Н.В. Яшкова. – Москва : Педагогика, 1988. – 144 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом году 30 сентября отмечался Международный день глухих (International Deaf Day), который был учрежден 1951 году  в связи с созданием Всемирной федерации глухих (World Federation of the Deaf, WFD). Цель этого дня — повышение информированности международного сообщества о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются глухие люди. В нашей стране к этому дню приурочено проведение всевозможных спортивных, культурных, просветительских и благотворительных мероприятий.

История сообществ глухих свидетельствует о том, что их становление и развитие во многих странах стали возможными благодаря различным встречам и объединению выпускников школ глухих.

Одним из основоположником сурдопедагогики является аббат Шарль-Мишель де Л’Эпе (1712-1789). Он открыл в Париже первую во Франции школу глухих, существующую и сегодня. Изобретенная аббатом азбука для глухонемых и способ их образования были введены в России Императрицей Екатериной II.

Участники первого Мирового конгресса глухих решили стандартизировать жестовые языки. Необходимость этого вызвана тем, что в работе конгрессов, конференций, симпозиумов по проблемам глухоты вместе со специалистами принимают участие социальные работники и общественные деятели из числа неслышащих. Таким образом, на VII Всемирном конгрессе по проблемам глухоты в Вашингтоне в 1975 г. был принят и утверждён международный жестовый язык, или джестуно (International Sign Language, gestuno) — международная знаковая система, действующая в рамках Всемирной федерации глухих (ВФГ), которая сегодня объединяет 132 национальные организации всех пяти континентов.

В настоящее время по данным ВОЗ разными нарушениями слуха страдает около 650 миллионов человек. В нашей стране проживает более 13 миллионов людей с нарушением слуха, в том числе более 1 миллиона — дети. Дошкольные и средние образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха работают во многих регионах России, а в некоторых есть средние специальные и высшие учебные заведения, где дети с нарушением слуха могут продолжить образование.

Предлагаем  вашему вниманию материалы из фонда ЦГБ им. А.М. Горького о жестовой речи и обучении людей с нарушением слуха:

[Профессиональная ориентация детей с нарушением слуха : тематический номер] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 2.

«… Имею право быть таким как все…» : пособие в помощь родителям, воспитывающих детей с нарушением слуха, педагогам детских дошк. учреждений и образоват. школ / отв. ред. Н. Косова. – Арзамас : АГПИ, 2001. – 36 с.

Глухой ребенок в школе : педагогическая практика / сост. Л. Гришанова ;  ред. А. Ануфриева. – Нижний Новгород : [Б. и.], 2002. – 48 с.

Зайцева, Г.Л. Жестовая речь. Дактилология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Зайцева. – Москва : Владос, 2000. – 1992 с.

Колтуненко, И.В. Развитие речи глухих школьников : пособие для учителей / И.В. Колтуненко. – Москва : Просвещение, 1980. – 64 с.

Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / под ред. Т.В. Розановой. – Москва : Педагогика, 1991. – 176 с.

Рау, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау. – Москва : Педагогика, 1981. – 168 с.

Речицкая, Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы : пособие для учителя – дефектолога / Е.Г. Речицкая. – Москва : Владос, 2005. – 155 с.

Яшкова, Н.В. Наглядное мышление глухих детей / Н.В. Яшкова. – Москва : Педагогика, 1988. – 144 с.

 

Дополнительная информация