День, подсвеченный синим

В ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма.  Ежегодно в этот день во всем мире проводятся мероприятия, направленные на повышение знаний людей об этом заболевании. Однако далеко не все специалисты согласны, что аутизм - это болезнь, скорее  - особенность психики. Ребенок-аутист оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать, вследствие чего происходит  расстройство речи, моторики, наблюдается стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации. Причины возникновения аутистического нарушения развития пока не выяснены, но это явление более распространенное, чем многие думают. Еще 30 лет назад 1-2 случая аутизма приходились на 10 000 человек, сейчас по оценкам экспертов,  на 150-200 детей приходится один ребенок, страдающий этим расстройством. Ученые всего мира бьют тревогу – это больше, чем детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна, вместе взятых.

В поддержку семей, воспитывающих таких детей, 2 апреля также проводится международная акция «Зажги синим» («Light It UpBlue»). Улицы, площади, здания, витрины, залы музеев, галерей и других учреждений освещаются синим цветом, который считается международным символом аутизма. Кроме этого, проходят различные мероприятия : лекции на эту тему, флэш-мобы, раздача листовок об особенностях аутистов, синих воздушных шаров и так далее.

Центральная городская библиотека имени А.М. Горького предлагает список литературы по данной теме.

  1. Антонова, И.Д. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг-терапии // Дефектология. - 2007 . - № 2. – С. 3 - 14.
  2. Аршатская, О.С. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8. – С. 63 - 70.
  3. Аршатская, О.С. Сочетание игровых занятий и холдинг-терапии в психологической помощи ребенку с выраженными проблемами детского аутизма // Дефектология. - 2011. - № 2. – С. 62 - 70.
  4. Ахутина, Т.В. Можно ли обойтись без нейропсихолога? : [беседа с профессором Т.В. Ахутиной / беседовала О. Решетникова] // Школьный психолог : газ. изд-го дома «Первое Сентября» - 2014. - № 7/8. - С. 54 - 56.
  5. Баенская, Е.Р. Возможности использования рисунка в коррекционной работе с аутичными детьми // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 21. – С. 46 - 54.
  6. Баенская, Е.Р. Закономерности раннего аффективного развития в норме и при синдроме аутизма // Дефектология. - 2010. - № 3. – С. 3 - 11.
  7. Баенская, Е.Р. Нарушения аффективного развития ребенка при формировании синдрома раннего детского аутизма // Дефектология. - 2008. - № 4. – С. 11 - 19.
  8. Баркан, А.И. Аутичный ребенок не всегда «Человек дождя» // Баркан, А.И. Ультрасовременный ребенок / А.И. Баркан. – Москва : Астрель: АСТ, 2010. – С. 598 - 618.
  9. Гусева, И.Е. История раннего развития аутичного ребенка (первый год жизни) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009.- № 2. - С. 73 – 80; № 3. – С. 72 - 79.
  10. Гусева, И.С. Анализ истории развития аутичного ребенка // Дефектология. - 2011. - № 1. – С. 65 - 72.
  11. Демьянчук, Р.В. Психологическое развитие детей с аутизмом // Специальная психология / под ред. Л.М. Шипицыной. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – С.188 - 198.
  12. Додзина, О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. – 2004. – № 6. – С. 44 - 52.
  13. Елизаров, А.Н. Детский аутизм // Елизаров, А.Н. Психологическое консультирование семьи / А.Н.Елизаров. – Москва : Ось-89, 2008. – С. 263 - 281.
  14. Епифанцева, Т.Б. Ранний детский аутизм / Епифанцева, Т.Б. [и др.]  // Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Киселенко, И.А. Могилева [и др.] . – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – С. 388 - 455.
  15. Жуков, Б. Жизнь в ауте // Вокруг света. – 2008. - № 10. – С. 198 - 206.
  16. Кагарлицкая, Г.С. Дети с расстройствами аутистического спектра: с чего начать? (Взгляд онтогенетического кинезотерапевта) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. - № 1. – С. 52 - 57.
  17. Костин, И.А. Поведенческий подход к коррекции детского аутизма : основные понятия // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - № 1. - С. 54 - 60.
  18. Крисенеля, А. Аутизм – «загадочная болезнь» детской души // Здоровье: прилож. к «АиФ». – 1999. - № 2. – С. 6.
  19. Лаврентьева, Н.Б. Обучение детей с аутизмом осмысленному чтению // Дефектология. - 2009. - № 1. – С. 33 - 44; № 2. – С. 55 - 59.
  20. Лаврентьева, Н.Б. Обучение чтению детей с аутизмом : создание «Личного букваря» // Дефектология. - 2008. - № 6. – С. 45 - 53.
  21. Лаврентьева, Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом // Дефектология. – 2003. – № 2. – С. 88 - 93.
  22. Лаврентьева, Н.Б. Развитие навыков осмысленного письма у детей с аутизмом // Дефектология. - 2009. - № 3. – С. 67 - 75.
  23. Лаврентьева, Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников // Дефектология. - 2008. - № 5. – С. 26 - 34.
  24. Лапкес, В. Живущие в Сети // Здоровье. – 2011. - № 7. – С. 54 - 55.
  25. Либлинг, М.М. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения // Дефектология. - 2014. - № 3. - С. 30.
  26. Либлинг, М.М. Организационные модели дошкольного образования и воспитания детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009.- № 5. - С. 23 - 29.
  27. Любимова, Т.Л. О применении канис-терапии в работе с детьми с ранним детским аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 4. – С. 39 - 47.
  28. Лютова, Е.К. Коррекционная работа с аутичными детьми // Лютова, Е.К. Тренинг общения с ребенком / Е.К. Лютова. – Санкт Петербург : Речь, 2003. – С. 55 - 58.
  29. Никольская, О.С. О детском аутизме // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8. – С. 63.
  30. Никольская, О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / О. Никольская, Т. Фомина, С. Цыпотан // Школьный психолог : газ. изд-го дома «Первое сентября». – 2002. - № 7. – С. 12-13; № 8. – С. 13; № 9. – С. 12; № 11. – С. 14.
  31. Никольская, О.С.  Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение / О. Никольская. - Москва : МГППУ, 2008. - 464 с.
  32. Никольская, О.С. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра (макет) // Дефектология. - 2010. - № 2. – С. 3 - 18.
  33. Никольская, О.С. Об аутизме // Школьный психолог : газ. изд-го дома «Первое сентября». – 2004. - № 43 - С. 4 - 6.
  34. Никольская, О.С. Основные положения концепции специального государственного стандарта начального образования детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011.  – 2011. - № 3. – С. 3 - 14.
  35. Никольская, О.С. Проблемы семьи аутичного ребенка / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг // Дефектология. - 2005. - № 5. – С. 76 - 82.
  36. Плаксунова, Э.В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. –   № 3. – С. 27 - 31.
  37. Плаксунова, Э.В. Исследование двигательных умений и отдельных компонентов моторики у детей с аутизмом // Дефектология. – 2011. - № 3. – С. 44 - 45.
  38. Реуцкая, О.А. Другой мир "особого" ребенка : помощь, уход, развитие : книга для родителей / О.А. Реуцкая. - Ростов-на-Дону : Феникс : Мар Т, 2011. - 160 с.  
  39. Романова, А.А. Особенности речи детей с аутистическими расстройствами // Дефектология. - 2011. - № 2. – С. 44 - 51.
  40. Ромберг, Й. Жизнь с аутистом // Гео. – 2010. - № 9. – С. 134 - 149.
  41. Сваминатан, Н. Когда законы Менделя бессильны // В мире науки. - 2008. - № 5. – С. 16 - 17.
  42. Широкова, Г.А. Ранний детский аутизм // Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – С. 94 - 114.

 

Дополнительная информация