К 175-летию Сюлли-Прюдома

            Французский поэт Рене Сюлли-Прюдом, забытый по сути даже у себя на родине, стал первым в истории лауреатом Нобелевской премии по литературе. Произошло это в 1901 году, когда еще жил и творил самый почитаемый в мире писатель Лев Толстой. Претензий к самому поэту по поводу очевидной несправедливости быть, конечно, не может. Сюлли-Прюдом прожил трудную и достойную жизнь. Несмотря на нищее детство, сумел стать одним из самых образованных людей во Франции. В своей философской лирике отстаивал идеалы гуманизма. А когда надо было защищать Париж, осажденный прусской армией, ушел добровольцем в ополчение.

            Рене Сюлли-Прюдом (настоящее имя Рене Франсуа Арман Прюдом) родился 16 марта1839 г. в Париже. Его отец умер, когда мальчику исполнилось два года, и семья осталась без средств к существованию. Вместе со своей овдовевшей матерью Клотильдой (Кейо) Прюдом и старшей сестрой Рене переезжает к дяде. В возрасте восьми лет он поступает в лицей Бонапарта, где увлекается математикой, классическими языками и французским стихосложением. После окончания лицея Рене, один из лучших учеников в классе по математике, готовится к поступлению в политехническую школу, собираясь стать инженером, но из-за серьезной болезни глаз ему пришлось отказаться от своих планов.

  Вынужденный искать работу, Сюлли-Прюдом устраивается конторщиком на фабрику, а с 1860 г. зарабатывает на жизнь, служа клерком в нотариальной конторе. По вечерам Рене изучает философию и пишет стихи. Свой первый поэтический сборник «Стансы и стихотворения» ("Stances et poemes") он выпустил в 1865 г. под псевдонимом Сюлли-Прюдом (полное имя отца) и получил высокую оценку влиятельного критика Шарля Огюстена Сент-Бева.

            В следующем году издатель Альфонс Лемер включил стихи поэта. в сборник, озаглавленный «Современный Парнас» ("Le Parnasse contemporain"), явившийся литературным манифестом «парнасцев» – молодых поэтов, выступивших против лирической экзальтированности романтической школы. Лемер также переиздал «Стансы и стихотворения» и сборник сонетов Сюлли-Прюдома «Испытания» ("Les Epreuves"). В течение последующих трех лет из-под пера молодого поэта выходят написанные по мотивам античного мифа «Авгиевы конюшни» ("Les Ecuries d'Augias", 1866), сборник «Итальянские зарисовки» ("Croquis italiens", 1866...1868) и «Одиночество» ("Les Solitudes", 1869). В этих произведениях звучат темы конфликта между наукой и религией, а также безответной любви. Получив отказ от кузины, на которой он хотел жениться, Сюлли-Прюдом остается на всю жизнь холостяком.

            В начале 1870 г. поэт испытал сильное потрясение, когда в течение буквально нескольких дней умирают его мать, дядя и тетя. В июле того же года началась франко-прусская война, и Сюлли-Прюдом вступает добровольцем в ополчение. Лишения, испытанные им в течение длительной осады Парижа прусской армией, еще более ослабили и без того слабое здоровье поэта, и к тому времени, когда осада французской столицы была снята, у Сюлли-Прюдома отнялись ноги. Во время лечения он пишет патриотические стихи, которые были изданы отдельной книгой под названием «Военные впечатления» ("Impressions de la guerre", 1870).

            Следующее значительное поэтическое произведение Сюлли-Прюдома – «Напрасная нежность» ("Les Vaines tendresses", 1875) – пронизано щемящей тоской, как и «Одиночество», и содержит наиболее часто включаемые в антологии стихи поэта. В поэме философского характера «Справедливость» ("La Justice", 1878), написанной в форме диалога под влиянием поэзии Лукреция, звучит мысль о том, что справедливость следует искать не во внешнем мире, а в душе человека. В «Счастье» ("Le Bonheur", 1888), эпической поэме из 4 тыс. строк, утверждается, что счастья человек достигнет благодаря любознательности, науке, добродетели и жертвенности. Говоря о влиянии гуманистических идеалов Сюлли-Прюдома на французскую литературу, американский исследователь французского происхождения Жан Альбер Беде писал, что «он выводит поэзию из тьмы, в которую она была надолго ввергнута пессимизмом позитивистов, а также учит тому, что дорога к счастью лежит через страдания, самопожертвование и братскую любовь».

            В «Поэтическом завещании» ("Le Testament poetique"), сборнике статей, опубликованном в 1900 г., Сюлли-Прюдом выступил в защиту классического французского стихосложения, против «свободного» стиха, а также подверг критике символистов и декадентов.

            В 1901 г. Сюлли-Прюдом стал первым лауреатом Нобелевской премии по литературе за «выдающиеся литературные достоинства, в особенности же за высокий идеализм, художественное совершенство, а также за необычное сочетание душевности и таланта, о чем свидетельствуют его книги». Вручение Нобелевской премии Сюлли-Прюдому стало неожиданностью для всех тех, кто считал наиболее вероятным претендентом Льва Толстого.

            В своей приветственной речи С.Д. Вирсен, член Шведской академии, особо отметил, что Сюлли-Прюдом «отличается пытливым и наблюдательным умом, который... проникся нравственным величием человека... и с этой точки зрения он лучше большинства писателей олицетворяет то, что Альфред Нобель называл «идеалистическими тенденциями в литературе». Из-за болезни Сюлли-Прюдом в церемонии награждения не участвовал, и диплом лауреата был вручен послу Франции в Швеции.

            Уже серьезно больной, поэт обращается к христианской апологетике Блеза Паскаля и пишет трактат «Истинная религия Паскаля» ("La Vraic Religion selon Pascal", 1905). В своем последнем произведении «Психология свободного выбора» ("Psychologie du libre arbitre", 1906) Сюлли-Прюдом приходит к заключению, что свобода выбора заложена в природе, а стало быть, оправданна.

            Сюлли-Прюдом умер 7 сентября 1907 г. на своей вилле в Шатне-Малабри под Парижем.

            Писатель, в свое время весьма уважаемый как в литературных, так и академических кругах, сейчас известен мало, даже во Франции. Отдельные стихотворения поэта переводятся, включаются в антологии, однако в настоящее время литературоведы не уделяют его творчеству большого внимания. Сюлли-Прюдом известен как основатель литературной премии, которую он учредил для молодых французских поэтов на средства, оставшиеся от Нобелевской премии.

 

Список литературы из фонда центральной городской библиотеки им. А.М. Горького и интернет-ресурсов:

 

1.Сюлли-Прюдом. Правда: главы из поэмы // Иностранная литература. – 1991. – № 10. – С. 185-195.

2.Геглов, Г. «Научная поэзия» Нобелевского лауреата . – URL: http://noblit.ru/node/1046. Дата обращения: 12. 03. 2014

3.Джалагония, В. Нобелевская премия. Триумфы, мифы, драмы. – URL: http://noblit.ru/node/2600. Дата обращения: 12. 03. 2014.

4.Зенкин, С. Первый лауреат // Иностранная литература. – 1991. – № 10. – С. 195-196.

5.Илюкович, А.М. За возвышенный идеализм // Библиография. – 1997. – № 1. – С. 93-98.

6.Полянский, Н.Н. Сюлли-Прюдом // Краткая литературная энциклопедия. Т.7 / гл. ред. А.А. Сурков. – Москва: Советская энциклопедия, 1972. – С. 311. 

7.Прюдомм // Энциклопедический словарь. Т. 50 / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – Репринт. воспр. изд. 1890 г. – Москва: Терра,  1992. – С. 643-644.

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />