«С думой о России…» К 185-летию со дня рождения Н.С. Лескова

Николай Семенович Лесков (1831-1895) - художник слова, который, по справедливому утверждению М. Горького, «вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров».

Чрезвычайно разнообразное по проблематике, творчество Лескова имело особую направленность, отвечавшую существенным интересам его эпохи и в известной мере предвосхитившую искания русской литературы начала XX в. Самобытный талант писателя был обращен к познанию глубин русской национальной жизни, постигаемой им во всей пестроте ее социального состава, на самых разных уровнях ее развития. Испытующему взгляду Лескова русская жизнь открывалась и в ее корневой основе, и в ее нарастающей раздробленности, в ее вековой неподвижности и драматизме назревающих исторических перемен.

 

Эта свойственная писателю широта охвата русской действительности определила особое качество художественного обобщения, присущее его творчеству. По меткому замечанию М. Горького, о ком бы ни писал Лесков — о мужике, помещике, нигилисте, он всегда размышлял «о русском человеке, о человеке данной страны... и в каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума — дума не о судьбе лица, а о судьбе России».

Стремясь схватить «то неуловимое, что называется душой народа», Николай Семенович Лесков охотнее всего пишет о простых, «обойденных» вниманием литературы людях захолустной России. Проявляя предпочтительный интерес к «низовой» жизни, он выступает как сын своего времени — переломной эпохи 60-х годов. В эту кризисную пору, в канун и в годы проведения крестьянской реформы, с особой очевидностью обнаружился разрыв между умонастроениями передовой части русского образованного общества и самосознанием народа, представлявшим еще великую загадку для освободительной мысли.

Бурный рост общественного самосознания сообщает новую актуальность постановке в искусстве национально-исторических проблем. Наиболее многостороннее раскрытие они получают, пожалуй, именно в творчестве Лескова.

Влюбленный в живое народное слово, Лесков артистически обыгрывает его в своих произведениях и в то же время охотно сочиняет новые слова, переосмысляя иностранные в духе и стиле «народной этимологии». Насыщенность его сочинений неологизмами и непривычными разговорными речениями так велика, что порой она вызывала нарекания со стороны современников, которые находили ее избыточной и «чрезмерной».

С верой писателя в преодолимость нарастающего отчуждения, раздробленности жизни связана и излюбленная форма его повествования, предполагающая живую обращенность к другому человеку. Именно в искусстве сказа в наибольшей степени проявилась народная основа творческого дара писателя, сумевшего, подобно Некрасову, как бы изнутри раскрыть многообразные характеры русских людей. В искусном плетении «нервного кружева разговорной речи» Лесков, по убеждению Горького, не имеет равного себе.

Творчество Лескова, сумевшего по-своему глубоко осознать противоречия современной ему русской жизни, проникнуть в особенности национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты народа, открыло новые перспективы перед русской литературой.

В Центральной         библиотеке им. А.М. Горького можно взять художественные произведения Н.С. Лескова, а представленный ниже список литературы предлагает статьи и обзоры о жизни и творчестве русского писателя.

 

Список литературы:

  1. Аннинский, Л. Блажные и блаженные Николая Лескова // Вопр. лит. – 1988. – № 7. - С.189-198.
  2. Аннинский, Л. А. Лесковское ожерелье / Л.А. Аннинский. – Москва: Книга, 1986. – 2-е изд., доп. – 304 с. – ил.  –  (Судьбы книг).
  3. Березин, В. Мифология Лескова // Литература: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1996. – № 14 (апр.) – С. 13.
  4. Видуэцкая, И.П. Об атмосфере художественного мира Лескова // Рус. словесность. – 1995. – № 6. – С. 25-28.
  5. Горелов, А.А.  О «византийских» легендах Лескова // Рус. лит. – 1983. – № 1. – С. 119-134.
  6. Горелов, А.А. Лесков: демократические начала творчества //  Рус. лит. – 1981. –  № 1. – С. 32-57.
  7. Гроссман, Л. Лесков / Гроссман, Л. Литературные портреты / Л. Гроссман. – Москва, Рипол Классик, 2010. – С. 359-377.
  8. Грудкина, Т.В. Лесков // Сто великих мастеров прозы / Т.В.Грудкина. – Москва: Вече, 2009. – С.201-206.
  9. Дмитренко, С. Художественное сознание Лескова: постигнутое и постигаемое // Вопр. лит. – 1985. –  № 11. – С. 217-239.
  10. Ильинская, Т.Б. «Алеутский духовидец» в контексте «сатирической» темы у Лескова // Рус. лит. – 2008. - № 2. – С. 16-27.
  11. Ильинская, Т.Б. Образы камней-самоцветов в структуре рассказов Н.С.Лескова (символика и худ. функция) // Рус. лит. – 2009. – № 3. – С. 3-24.
  12. Ковалева, Е.В. «Загадочные» слова у Н. Лескова // Рус. речь – 1997.  – № 3. – С. 111-116.
  13. Лавринец, П.М. Н. С. Лесков в журнале «Сельское чтение» // Рус. лит. – 1996.  – № 1. – С. 175-182.
  14. Леденёва, В.В. Свет слова Лескова ( о языке поздних писем) // Филологические науки. – 2005. – № 5. – С. 3-7.
  15. Либан, Н.И. Творчество Н.С. Лескова // Рус. словесность. – 1995. – № 6. – С. 17-22.
  16. Любимов, Н. Неупиваемый источник // Любимов, Н. Несгораемые слова / Н. Любимов. – Москва: Худож. лит, 1988. – С. 154- 163.
  17. Малиновский, А.А. «Потрясователь» основ (Языковое творчество Н.С. Лескова : схватка смыслов) // Рус. язык в школе. – 2011.  – № 2. – С. 36-40.
  18. Маслова, М.И. Любовь созидающая  и любовь разрушающая в ранних произведениях Н.С. Лескова // Рус. лит. – 2002.  – № 4. – С. 118-157.
  19. Нагибин, Ю. О Лескове / Нагибин, Ю. Не чужое ремесло / Ю. Нагибин. – Москва: Современник, 1983. – С. 145-164.
  20. Николина, Н.А. Приемы цитирования в прозе Н.С. Лескова // Рус. язык в школе – 2010. – № 3. – С. 39-42.
  21. Николина, Н.А. Типы и функции новообразований в прозе Н. С. Лескова // Рус. язык в школе. – 1995. – № 2. – С. 79-86.
  22. Новикова-Строганова, А.А. «Художественное поучение» в творчестве Н.С. Лескова // Лит. в школе. – 2010. – № 8. – С. 2-5.
  23. Окулова-Микешина, Т. Чтобы совесть была белее снега: Россия и Н.С. Лесков // Молодая гвардия. – 1996.  – № 9. – С. 229-245.
  24. Руфанов, Н. Историзм Лескова: по страницам записных книжек // Вопр. лит. – 1990. – № 11/12. – С. 161-176.
  25. Седов, А. «На ножах» и другие произведения // Встреча. – 2005. – № 2. – С. 34-36.
  26. Троицкий, В.Ю. Духовный и зримый идеал женщины у Лескова // Лит. в школе. – 1991. – № 2. – С. 8-13.
  27. Туниманов, В.А. Письма Ник. Лескова // Рус. лит. – 1994. – № 2. – С. 48-66.
  28. Шорохов, А. Великорусский Гоголь // Октябрь. – 2002. –  № 1. – С. 185-196.
  29. Эйхенбаум, Б.М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум, Б.М. О литературе / Б. М. Эйхенбаум. – Москва: Совет. писатель, 1987. – С. 409-424.

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />