Мастер карикатуры. Петр Михайлович Боклевский. 200 лет со дня рождения

В  июне исполнилось 200 лет со дня рождения  П. М. Боклевского,  выдающегося художника, карикатуриста, оформителя бессмертных произведений российских классиков.

Родился Петр Михайлович в 1816 году в селе Елшино Пронского уезда Рязанской губернии. Художественные способности он  унаследовал от матери, Марии Даниловны Сазоновой, одаренной женщины, хорошо писавшей акварелью, замечательной рукодельницы. С ранних лет мальчик проявлял интерес к рисованию, часто он изображал  окружающих людей, удивительно точно подмечая их особенности. По окончании Пронского уездного училища, а затем рязанской классической гимназии П. М. Боклевский переезжает в Москву, где в августе 1835 года поступает на юридическое отделение философского факультета Московского университета. В университете будущий художник стал известен своими злыми и меткими карикатурами на университетское начальство.

Среди студенческой молодежи Боклевский был известен своими либеральными взглядами, принципиальностью, вспыльчивостью характера, поэтому в 1840 году, несмотря на блестящие успехи и общепризнанную одаренность, он не получил звания кандидата прав, а вышел из университета со званием действительного студента: в сочинении, представленном им для получения звания, проводились антикрепостнические идеи. Университетское начальство отвергло его, опасаясь последствий не только для студента, но и для себя.

В 1845 году будущий художник  переезжает в Петербург, где берет уроки у экс-профессора Академии художеств А. Е. Егорова, отстраненного от преподавания распоряжением Николая I. Благодаря этим урокам Боклевский поступает  вольнослушателем в Академию художеств в мастерскую К. П  Брюллова.  Но вопреки ожиданиям его отношения с Брюлловым не сложились. Университетски образованный, великолепно знавший историю, философию, языки, русскую и западную литературу, Боклевский часто критиковал картины старых мастеров, считая их трактовку сюжета нереальной и не соответствующей исторической правде. Попытка молодого художника отстаивать свою точку зрения на практике обострила конфликт с Брюлловым, и он был вынужден покинуть Академию.

Трудное материальное положение  вынуждает Боклевского писать портреты на заказ. В этот период художник также занимается портретной миниатюрой. Исключительное умение Боклевского передавать сходство, тонкая техника исполнения повышали спрос на его портреты. Ему заказывали настенные миниатюры, портреты-брошки, медальоны.

Лишь в 1852 году совет Академии художеств присвоил Боклевскому  звание свободного художника по портретной акварельной живописи.

Поселившись с семьей в Москве, художник через своего университетского приятеля  А.А. Григорьева сблизился с кружком, который группировался вокруг А. Н. Островского. Ядро этого кружка составляла молодая редакция журнала «Московитянин». Сближение с литературным миром Москвы определило характер дальнейшего творчества Боклевского. Он твердо решил отдаться делу книжной иллюстрации.

В доме Островского художник познакомился с И.  С. Тургеневым, который был восхищен его рисунками и взялся хлопотать об их издании в Петербурге. В 1858 году вышел первый альбом иллюстраций Боклевского к «Ревизору», затем к роману «Мертвые души». Иллюстрирование произведений Гоголя стало делом всей жизни художника.

 

Крымская война 1853-1856 годов вызвала в России расцвет военно-политической графики. Художники того времени выезжали в места сражений, чтобы запечатлеть героические образы русских солдат. Карикатуристы же изображали в своих работах Наполеона III и лорда Пальмерстона. В 1855 году Боклевский выпустил альбом под названием «На нынешнюю войну». Рисунки представляли собой серию остроумных карикатур на врагов России и пользовались большой популярностью.

В период расцвета своего творчества художник работал над иллюстрациями к произведениям многих русских классиков. Среди наиболее известных циклов – альбомы литографий и рисунков к сочинениям А.Н.Островского (вып. 1–6, 1859–1860), но в первую очередь – композиции к Н. В. Гоголю: «Галерея гоголевских типов. «Ревизор» (1858), «Бюрократический катехизис. Пять сцен из «Ревизора» (1863), Альбом гоголевских типов… (1881), Типы из поэмы «Мертвые души» (1895).

В 1880-е годы Петр Михайлович работал над «Типами из Достоевского», однако этот цикл, остался незавершенным и в виде альбома не изданным. В своем творчестве Боклевский обращался и к произведениям Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Л. Толстого, очень много иллюстрировал Мельникова-Печерского.

Художник прожил сложную жизнь. Невзгоды и несчастья не обошли его стороной, они сказались на физическом и душевном состоянии художника в последние годы его жизни. Но работать он не переставал до конца, и последними рисунками его были гоголевские персонажи. Умер Боклевский 10 января 1897 года в Москве.

Узнать более подробно о жизни и творчестве этого выдающегося художника можно из следующих источников:

ЛИТЕРАТУРА из фонда ЦГБ им. А.М.Горького: 

  • Крупин, Е. Н. «Я жил среди них…» / Е. Н. Крупин. – Москва: Московский рабочий, 1985. – 192 с.
  • Медынцева, Г. Базаров, Раскольников и другие…// Лит. учеба. – 1988. - № 4. – С. 152-158
  • Никифораки, Н. Петр Михайлович Боклевский / Н. Никифораки. – Москва: Искусство, 1952. – 30 с.
  • Орлова, Т. В. П. М. Боклевский / Т.В. Орлова. – Москва: Искусство, 1971. – 110 с.
  • Суржанинова, Г. П.М. Боклевский // Сто памятных дат: художественный календарь на 1991 год / автор-составитель Н. А. Борисовская. – Москва: Советский художник, 1990. – С. 177-181 

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ: 

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />