Обзор литературы по теме «Подростки и курение»

Тема  обзора  злободневная, т.к. в нашей стране  самое большое число курящих подростков в мире. Борьба с этой пагубной привычкой  в последние годы возложена в основном на образовательные учреждения.  Задача   обзора - помочь педагогам и организаторам в  этой работе.

В обзоре представлена литература за период 2004-2013 г.г. из фонда читального зала Центральной библиотеки.

Александров, А.А. Профилактика курения у подростков / А.А. Александров [и др.] // Вопросы психологии. – 2008. - №2. – С. 55-61

Впервые в нашей стране  несколько медиков  опробовали  программу вторичной профилактики курения среди подростков.  Психологические исследования проводились в ПТУ среди мальчиков  в возрасте 14-16 лет. Авторы в своей статье знакомят  читателей с методами своей работы и её результатами. После проводимых бесед и тестов 13,9% подростков бросили курить. Доктора отметили , что большего эффекта программа могла бы достичь, если бы можно было привлечь к работе и родителей детей. Статья рекомендуется педагогам, социальным работникам, психологам.

Анташева, Ю.А. «Курение и здоровье». Программа по профилактике курения среди несовершеннолетних // Социальная педагогика. – 2013. - №3. – С.70-80.

Эту программу разработала социальный педагог  из коррекционной школы-интерната VIII вида города Мурома. Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с психологами, социальными педагогами, социальными работниками, врачами и родителями.

Дацун, Н.П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся // Химия в школе. – 2006. - №6. – С.63-66. (чз)

Школьный учитель организовал среди старшеклассников рабочую исследовательскую группу. Задача перед ней стояла нелегкая: найти ответ на вопрос: «Почему же, несмотря на многочисленные факты, свидетельствующие о вреде курения, число курильщиков не уменьшается?»  Дети под руководством учителя проводили в классе наглядные химические эксперименты, связанные с курением. Под влиянием увиденного  95 % ребят заявили, что  не стали бы пробовать курить совсем. В статье подробно описаны химические опыты и даны рекомендации общего характере  по методике организации исследовательской деятельности школьников.

ДиФранца, Дж. Зависимость с первой сигареты // В мире науки. – 2008. - №8. – С. 60-66.

Американский практикующий семейный врач Джозеф ДиФранца подробно излагает свою гипотезу возникновения никотиновой зависимости у начинающих курильщиков (подростков). В научном мире его идея  была частью медиков принята скептически, но другие его коллеги начали активно с ним сотрудничать и помогать в исследовательской работе. Эта публикация может служить предостережением подросткам. Ведь  никотиновая зависимость иногда возникает с первых сигарет и избавиться  от привычки в дальнейшем будет трудно. Досконально изучив процессы привыкания к никотину, автор надеется создать лекарство, которое поможет курильщикам избавиться от зависимости. 

Доцоев, Л. Не курить во имя будущего // РФ сегодня. – 2008. - №6. – С. 38-39.  

Доцент Челябинского педагогического университета рассказывает о беседах со старшеклассниками и студентами на тему вреда курения. Наглядные опыты, проводимые в аудитории, оказывают большое влияние на решение человека бросить курить.  Этот метод воспитания прост, доступен,  эффективен и может быть использован в любом образовательном учреждении.

Иваницкая, Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики / Е.Иваницкая, Т. Щербакова. – Москва: Чистые пруды, 2008. – С. 11-17.

Пособие предназначено для педагогов школ. Материал носит лекционный характер и  может использоваться для организации классного часа или родительского собрания.

Зайцев, С. Сто вредных детских привычек и как от них избавиться / С. Зайцев. – Минск: Книжный Дом, 2008. – 294-305.

Зайцев знаком многим читателям как автор книг  по народной медицине. Вот и здесь  автор рекомендует травяные сборы, которые помогут вашему ребенку избавиться от вредной привычки.

Лифинцев, Д.В. Профилактика табакокурения среди несовершеннолетних: опыт Соединенных штатов Америки // Классный руководитель. – 2004. - №7. – С. 58-62.

Автор статьи Лифинцев,  кандидат педагогических наук и доцент Калининградского государственного университета, анализирует несколько профилактических программ США, направленных на борьбу с курением среди подростков.  Он обращает внимание на пункты этих программ, которые могут иметь эффект бумеранга и выделяет те направления работы, на которые нужно обратить особое внимание. Статья будет полезна чиновникам и педагогам для разработки самостоятельной  программы борьбы с курением среди несовершеннолетних.

Подростковая сигарета – социальная аномалия [беседа с А. Сорочинской / беседовал С. Коробов] // Рос. газ. – 2012. – 18 дек. С.4

Беседа с сотрудником Межрегионального общественного совета по проблеме подросткого курения А.Сорочинской посвящена законотворческим инициативам в Государственной Думе РФ и проблемам торговли табачными изделиями. Анализируя опыт зарубежных стран Сорочинская доказывает , что борьба с курением среди подростков должна вестись целенаправленно и иметь государственную поддержку. Контроль за продажей табака подросткам в нашей стране должен быть жестким. Кроме того, в беседе Сорочинская приводит такой оптимистический факт: в 1999 г. в РФ курили 45% подростков ,а в 2012 31 %, таким образом,  налицо тенденция к снижению распространения этой вредной привычки.     

Романникова, М.В. Проблема табакокурения в подростковой среде: возможные пути решения // Воспитание школьников. – 2013. - № 3. – С. 36-39.

Педагог-психолог в своей работе анализирует причины интереса к табаку у  подростков и указывает психологические особенности возраста, которые могут осложнить работу по профилактике курения. В  статье  Романникова утверждает , что школа представляет собой «уникальную площадку для принятия мер по профилактике табакокурения». Именно на школу автор возлагает задачу по воспитанию здоровой нации.

Сизанов, А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ / А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – Москва: Вако, 2004. – 272 с.

Пособие представляет собой уже апробированный курс для педагогов. Предлагаемая система занятий с подростками рассчитана на многолетнюю  работу. Разнообразие материала позволяет педагогам общаться с широкой аудиторией. В модульном курсе вы найдете классные часы, тесты, тренинги, беседы, сценарии, исследовательские задания.

К обзору прилагается список литературы, с которой вы можете ознакомиться самостоятельно.

1.       Баринова, В.В. Мы за здоровый образ жизни: классный час для учащихся подросткового возраста / В.В. Баринова, А.И. Феденева // Воспитание школьников. – 2013. - №9. – С. 74-78.

2.       Богданов, К. «Право курить». К социальной истории курения в XX веке // Знание-сила. – 2005. - №10. – С. 41-43.

В своей статье Богданов рассматривает, как вписывается подросток в среду курильщиков и вскрывает мотивы,  побудившие его взять сигарету.

3.       Буркин, М.М. Основы наркологии: учебное пособие / М.М. Буркин, С.В. Горанская. – Петрозаводск: Карелия, 2002. – С.161-177, 185-189.

В учебнике рассматриваются причины возникновения табачной зависимости у подростков и предлагаются медикаментозные методы лечения.

4.       Здоровье рекомендует:  журнал. – 2003. - №4. – 32 с. – (Не унесённые дымом)

5.       Здоровье рекомендует:  журнал. – 2010. - №25. – 32с. –(Сделай выбор)

6.       Иванов, В. Курильщик – сам себе могильщик // Воспитание школьников. – 2001. - №4. – С. 54-59; 2002. - № 2. – С. 63-65.

7.       Кабанова, Н.П. Судебное заседание о причинении тяжкого вреда здоровью граждан табачными компаниями: сценарий ролевой игры // Воспитание школьников. – 2013. - №2. – С.77-80.

8.       Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. – Москва: Вако, 2008. – 208 с.

Автор предлагает  материалы классных часов и родительских собраний.

9.       Матвеева, М. Ребенок не закурит, если… // Здоровье. – 2004. - №8. – С.70-71

10.    Михеева, Е.Б. Убийцы из сигареты: урок в 8-м классе //ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2010. - №3. – С.11-16.

11.    «Нет!» - вредным привычкам: [сценарии о вреде курения] / ред. – сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2012. – С. 3-7;18-63;74-95.

12.    Панина, Г. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход / Г.Панина, К. Пиликян, В. Штукатурова // Воспитание школьников. – 2001. - №9. – С.54-60.

13.    Ремизов, А.А. Со всей планетой против табака // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2010. - №3. – С.17.

14.    Фалькович, Т. А, Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая. – Москва: Вако, 2008. – С. 152-155.  Сценарий для агитбригады.

 

 

 

 

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />