Вебинар "Продвижение краеведческой информации: новые возможности"

10 октября 2012 г. прошел вебинар "Продвижение краеведческой информации: новые возможности", слушателями которого стали специалисты ЦГБ им.А.М.Горького. Вебинар проходил в рамках виртуальной межрегиональной научно-практической конференции "Инновационно-краеведческая деятельность в условиях информационного общества". Организаторами стали Российская национальная библиотека, секция "Краеведение в современных библиотеках" РБА, Министерство культуры Челябинской области, Челябинская областная универсальная научная библиотека.
 
Наибольший интерес вызвало эмоциональное выступление Н.М.Балацкой "Краеведение на сайтах публичных библиотек: формальный подход". Большинство библиотек, - говорила она, - начинают с представления на сайте стандартного набора: символика, визитная карточка, исторический очерк, достопримечательности, почетные граждане, литературная карта, фотогалерея. Этим часто все и заканчивается. Но наша задача - заинтересовать "случайного прохожего" своей территорией, сделать его постоянным посетителем краеведческих ресурсов, перевести его интерес в активную творческую форму и, заинтересовав краеведением, привести в библиотеку. Часто библиотека на сайте представляет не краеведение, а себя в краеведении. Нужно ориентироваться на пользователя и его краеведческие потребности, для чего важно смотреть на ресурс с другой стороны. Иначе получается "костер папы Карло" - горит, но не греет. Надежда Михайловна назвала признаки "живого" краеведения:
  • тематическое обеспечение всех сторон жизни территории;
  • преобладание ресурсов многоцелевого назначения и универсального характера (в идеале - электронная энциклопедия);
  • представление всех или многих населенных пунктов территории;
  • связи, которые пронизывают весь краеведческий блок (прежде всего гиперссылки на собственные электронные ресурсы и ресурсы партнеров);
  • постоянное движение и обновление (например, новости региона или культуры, "старости" из местной периодики, календарные справки на этот день, интересные факты и т.д.);
  • ссылки на чужие ресурсы или их коллекции имеют рекомендательный характер, аннотируются, представляются в виде краткого путеводителя или рубрикатора; имеют точную и конкретную привязку к местным объектам;
  • отсылая пользователя к чужим (более крупным и основательным) ресурсам, библиотека добавляет к ним новую возможность (свой, оригинальный "вход", вводный текст и пр.), чтобы сохранить пользовательский интерес.
  • библиотека позиционирует себя как центр краеведения по своей территории и организатор использования не только своих, но и чужих ресурсов, представляя их в виде путеводителей, аннотированных списков, справочников, "портретов краеведов" и пр.; собирая на своей площадке все новости, анонсы, события краеведческой жизни территории.
Особый интерес у арзамасцев вызвало выступление доктора педагогических наук профессора кафедры книжного бизнеса ЧГАКИ Т.Д.Рубановой "Краеведческий контент библиотечной блогосферы". Представив библиотечное блогерство как инструмент социальной и профессиональной коммуникации, она рассказала о своем исследовании. "Исследование краеведческого контента библиотечной блогосферы затруднено разнообразием тематики и содержания блогов и неформальностью формата". Тем не менее - "не каждый краевед является библиотекарем, но каждый библиотекарь - хоть немного краевед". Наиболее насыщенными краеведческой информацией и креативными в ее подаче Татьяна Давыдовна назвала блоги:
 Новые тренды в представлении краеведческого контента, по словам Т.Д.Рубановой:
  • активное использование информационно-коммуникативных технологий; 
  • читательская активность;
  • технологичность (блогеры раскрывают, как они делают что-либо и как этот опыт можно повторить);
  • наглядность представления результатов;
  • создание дочерних блогов-проектов.
На вебинаре прозвучали выступления, рассказывающие об опыте Архангельской, Кемеровской, Челябинской областей, Алтайского края, г.Санкт-Петербурга. Библиотечные специалисты обсудили актуальные темы продвижения краеведческой информации в блогах, социальных сетях, на сайтах. 

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />