Как это было. К 100-летию приезда А.С. Серафимовича в Арзамас
- Подробности
- Родительская категория: Краеведение
- Категория: Библиографические пособия
- Опубликовано 07.11.2018 15:38
- Автор: Администратор
Александр Серафимович Попов стал известен в России под творческим псевдонимом Серафимович. Свое первое произведение «На льдине» он написал в ссылке, куда попал за революционную деятельность в университете. Рассказ отметили В.Г. Короленко и Г.И. Успенский. После этого талантливый молодой человек решает серьезно заняться литературой. Главным героем произведений писателя стал человек труда. В «копилку» складываются рассказы, очерки, повести, роман «Город в степи». Постепенно Серафимович завоевывает себе авторитет в литературных кругах России. Октябрьскую революцию он встречает благожелательно и активно сотрудничает с революционной прессой. В 1918 г. вместе с сыном вступает в ряды большевисткой партии и в качестве военного корреспондента газеты «Правда» отправляется на Восточный фронт. В ноябре 1918 г. 55-летний писатель приезжает в город Арзамас. По версии краеведа Д.А. Абкина свои впечатления о нашем городе писатель передал в 2 очерках : «Ночь» и «Тающие церкви». Они были опубликованы в газете «Правда» соответственно 15 и 17 ноября 1918 г. Исследователь предполагает, что в первом очерке Серафимович рассказывает о своем приезде ночью в Арзамас и знакомстве с попутчиком – добровольцем Красной Армии. В собрании сочинений Серафимовича очерк «Ночь» опубликован под названием «Ненависть». Вторая зарисовка имеет чёткий адрес. Очерк начинается со слов : «Город пользуется огромной известностью, всероссийской, - настолько огромной, что вошёл даже в поговорку: «Один глаз на вас, другой на Арзамас». Город произвел на писателя неприятное впечатление : «самый захолустный, заброшенный медвежий уголок… Какая-нибудь маленькая грязная свиная площадка на косогорье, а на ней расселось три, четыре, пять церквей, да монастырь в придачу».
Надо отметить, что многие приезжие знаменитости и до Серафимовича в своих описаниях не жаловали Арзамас, но взгляд опытного военкора подмечает и нечто новое для послереволюционного времени.
Изменения касаются городского уклада. Серафимович видит грузовик, мотоциклетку, красноармейцев и понимает, что «идет новая жизнь, невиданная, неслыханная, и сама изумленно ломает в корень слежавшееся тысячелетиями. Недаром тают каменные церкви». Вдохновляет военкора «Правды» и разговор со служащими Арзамасского Совета, из которого он узнает, как включаются в работу по построению нового общества крестьяне и как высока потребность народа в образовании. Такой образ послереволюционного Арзамаса рисует нам перо талантливого писателя Александра Серафимовича. Впереди у него роман «Железный поток», которое советские литературоведы отнесли к разряду лучших произведений советской литературы, многочисленные рассказы и очерки о Великой Отечественной войне. В Арзамас он больше никогда не возвращался.
Предлагаем вашему вниманию список литературы из фондов Центральной городской библиотеки им. М. Горького для углубления знаний по данной теме.
- Серафимович, А.С. Ненависть; Тающие церкви // Собрание сочинений. В 7 т. Т. 6. – Москва : Гослитиздат, 1959. – С. 113- 118.
- Абкин, Д. Город тающих церквей. К 100-летию со дня рождения А.С. Серафимовича // Арзамасская правда. – 1963. – 20 янв. – С. 2-3.
- Город Арзамас : люди, события, факты / [сост. и ред. И.А. Гордеевцев]. - Арзамас : Арзамас. тип., 2006. – С. 90.
- Серафимович (Попов) Александр Серафимович (1863-1949) // Литературное краеведение Арзамасского края. В 2 кн. Кн. 1 / отв. ред. С.Н. Пяткин. – Арзамас : Арзамас. фил. ННГУ, 2017. – С. 216.
- Сидорова, О. Б. Языковые средства репрезентации образа Арзамаса в очерке А.С. Серафимовича «Тающие церкви» / О.Б. Сидорова, О.В. Никифорова // Литературное общество «Арзамас»: история и современность : сборник статей / отв. ред. С.Н. Пяткин. – Арзамас; Нижний Новгород : Растр, 2015. – С. 529-536.