Библионочь "Столица ретро": танцкласс

Одной из площадок нынешней библионочи был Танцкласс. Он расположился в читальном зале ЦГБ им.А.М.Горького и состоял из двух частей: выступление детских коллективов и выступление школы восточного танца "Джалила". Для проведения танцкласса был разработан оригинальный сценарий, который мы предлагаем Вашему вниманию.

Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. И поскольку библионочь у нас историческая, мы с вами перенесёмся в прошлое, в начало ХХ века, время, когда А.М.Горький, имя которого носит наша библиотека, находился в Арзамасе в ссылке (1902 г.)

Если вы из всех площадок выбрали наш Танцкласс, значит, вы любите танцы.

«Танец - это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти.»

До сих пор человечество не придумало ничего лучшего для отдыха, чем танец. Современные ритмы и старинные танцевальные мелодии… В наш бурный и стремительный век они удивительно гармонично сочетаются. Ведь иногда так хочется “окунуться” в четкие ритмы аргентинского танго, пройтись строгими линиями фокстрота или закружиться в неудержимом вихре вальса! 

Вальс... Поколения эстафетой передавали этот поэтичный танец одно другому. И вот он, никогда не покидавший танцзалов, дошел до нас. Сколько за это время появилось и отшумело танцев? А вальс живет и смеется над всеми модами века. Может быть, разгадка его в том, что когда танцуют вальс, каждой паре кажется, что их только двое, а вокруг огромный, вертящийся мир...

Вальс исполняет ансамбль бального танца МБОУ СОШ №6. Руководитель Скатова Мария Александровна. Встречайте!
Вальс

О вальсе сказано немало. Он в песнях и стихах воспет.
И сколько б танцев не бывало. А лучше вальса, право нет.

Вальс исполняют лауреаты международных конкурсов спортивных бальных танцев Козин Кирилл и Зажигина Юлия.
Вальс
Сейчас мы воспринимаем вальс как непременный атрибут балов, высшего света, знатных дам и кавалеров, но когда-то этот танец вызывал возмущение, неодобрение, считался неприличным.

В «Правилах для благородных общественных танцев» 1825 года писалось: «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности... чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбило бы приличие».

Что уж тогда говорить о другом танце, который возник в конце XIX века в Аргентине и имеет весьма страстный характер?
Судьба этого танца была непростой: с ним боролись, его запрещали, называли «дьявольским» и непристойным.
Но это не мешало бешеной популярности драматического танца-песни, страстного, эмоционально напряженного, который говорит, кричит о фатальности, тяготах судьбы, о мире – таком идеальном. Что почти невозможном…

Сердце не бьется,
Чувства наружу,
Кто разберется,
Что кому нужно.
Танец фривольный,
Танец с надрывом –
Это не больно,
Это красиво...  

Вы догадались. Это – танго!

Исполняют Козин Кирилл и Зажигина Юлия
Танго

Среди пальм, кипарисов и манго,
Под волнующий звук кастаньет,
Страстный ритм аргентинского танго
В давний век появился на свет.
Дам галантно вели кавалеры,
Лёгких па выдавая каскад.
Ах, какие там были манеры -
Утончённых страстей водопад!
Время тает свечою из воска,
И века так безжалостно мчат.
Но у нас той поры отголоском
Звуки танго в эфире звучат.
Остаётся лишь вспомнить манеры,
И фантазии каплю включить,
Чтоб пошли танцевать кавалеры,
К сердцу дам подбирая ключи.
Вот и всё... Разве этого мало?
Это - старого танго визит.
И вдоль стен полутёмного зала
Вновь за парою пара скользит.

Танго в исполнении коллектива бального танца МБОУ СОШ №6. Руководитель Скатова Мария Александровна. Поприветствуем юных танцоров!
 

Есть несколько версий происхождения танго: одни исследователи считают, что танго – это вариант испанского фламенко, другие – что танго произошло от африканского Tangano, завезенного вместе с рабами-неграми, но нет сомнений в том, что изначально он получил развитие и распространение в Латинской Америке. Оттуда же родом и следующие наши танцы, носящие озорной, беззаботный, веселый и игривый характер.

Ча-ча-ча
Самба

Танцует ансамбль бального танца МБОУ СОШ №6. Руководитель Скатова Мария Александровна.
 
Но вернемся в начало ХХ века. Еще один танец, который тогда был популярен – квикстеп, или быстрый фокстрот.
Современные движения квикстепа, основанные когда-то на шагах фокстрота, сильно отличаются от тех, которые танцевали в 20-е годы. Прыжки в продвижении и на месте, цепочки ходов и другие оригинальные движения в паре – все эти движения, явно или не явно, сильно изменившись или просто напрямую попали в квикстеп из трех танцев – чарльстон (Charleston) , шимми (Shimmy) и Black Bottom.

Квикстеп исполняют Козин Кирилл и Зажигина Юлия. Встречаем!
Квикстеп

Еще один латиноамериканский танец, популярный в начале XX века – джайв. Джайв появился в 19 веке на юго-востоке США, причем одни считают, что он был негритянским, другие - что это военный танец индейцев-семинолов во Флориде. Танцевали его вокруг пойманного бледнолицего или его черепа. Есть версия, что негры танцевали его еще в Африке, а затем его стали танцевать индейцы.

А мы увидим джайв в исполнении коллектива бального танца МБОУ СОШ №6.
Джайв

Давайте поблагодарим наших юных танцоров. Спасибо!

Конец XIX века… Начало ХХ… Рубеж веков. Происходит передача традиций, зарождение новых, смена классической культуры 19 века на новую, во многом революционную, культуру века ХХ-го.
Одной из тех, кто совершил переворот в русском танцевальном искусстве, была Ида Рубинштейн, вовсе даже и не танцовщица в общепринятом смысле, а просто одаренный человек, остро чувствовавший необходимость назревших перемен.
Самый знаменитый ее танец – «Танец семи покрывал» из спектакля «Саломея».  Может быть, он выглядел так?

Встречайте – с этого момента и до конца вечера с нами школа восточного танца «Джалила», руководитель Сайгушева Галина.
«Восточная мозаика»
Все гости на царском пиру 
Своё затаили дыханье; 
Чаруй, Соломея, чаруй, 
Волос меднокудрых сияньем.
 
ТАНЕЦ СЕМИ ПОКРОВОВ -
один из самых древних танцев мира. Есть обычай, согласно которому невеста в брачную ночь должна снять с себя семь покровов, раскрывая себя перед супругом. Семь вуалей, покрывающих тело, открывают не только физическую оболочку, но и тайны души и личной магии. Каждая из вуалей символизирует одну из составляющих: начиная здоровьем и заканчивая магической властью.

«Вуаль», исполняет Зиновьева Анна.

Искусство танца дает нам возможность путешествовать во времени, пересекать эпохи, страны и континенты.
На свете есть земля, где дышат не кислородом, а страстью. Жители этой земли, на первый взгляд, ничем не отличаются от обычных людей, но живут они не так, как все. Над ними не небо, а бездна, и солнце самозабвенно выжигает свое имя в сердцах всех, кто поднимает к нему голову. Это Испания. И мы туда перенесемся.

Под рокот гитары, под треск кастаньет
Смеются прикрытые веером губы.
Наверное, я не узнаю секрет –
За что эти губы мужчинам так любы.
От солнца и ветра щекам горячо.
Открыта для всех, но не всякий дерзает.
Смотрю завороженно на каблучок,
Который насквозь моё сердце пронзает.
Под взглядом спокойно-насмешливых глаз
Я выгляжу кроликом рядом с удавом.
Ей свыше дана несомненная власть,
Любви и свободы бесспорное право.

«Мечты об Альгамбре». Исполняет Федотова Елена. Встречаем!

Этот чудный Восток – Небылицей прикрыто Былое, 
Где в дороге увидишь знакомый из сказок пейзаж… 
Здесь всё так же, как встарь… и волшебное в ранге простого… 
И сакральное… с кофе – для будней обычный пассаж…

Русские композиторы, поэты, писатели и художники обращались к восточной культуре с уважением, восхищались ей, и, привнося в своё творчество, обогащали всю русскую культуру. 
Например, Римский-Корсаков создал симфоническую сюиту «Шехеразада» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи». А в 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова, с декорациями и костюмами Льва Бакста. Балет ставился для нашей знакомой Иды Рубинштейн.

«Шахерезада», исполняет руководитель ШВТ «Джалила»  Сайгушева Галина.

Движенье вперед. Руки поворот.
Музыка ритмом чеканит по чувствам…
Взгляда щелчок. Взора отвод.
Жгучее танго! В чувствах не пусто!
Шаг. Поворот. Любви океан…
Два. Разворот. Мечутся искры!
Мы угодили в любовный капкан.
Движения. Взгляд. Накалы… 
Как чувства капризны!

«Танго красного цветка» в исполнении Лапицкой Татьяны и Шиловой Натальи.
Любовь, страсть, измена, ревность. Эти слова и эти чувства понятны всем и каждому, в какой бы части света, в какой стране не жил человек.

Танцуй, красивая. Танцуй. 
В твоих движеньях 
Весенних родниковых струй 
Отображенье. 
Танцуй, беспечная. Забудь, 
Что в ритме ночи 
Мгновений этих не вернуть, 
Как ни захочешь. 
И, просыпаясь, не грусти.
Морщин не пряча, 
Свою отчаянность прости. 
Нельзя иначе. 
Живи, красивая. Живи 
Сил не жалея. 
Ты в поисках своей любви 
Весны сильнее.

«Ради твоих глаз», исполняет Матвеева Александра

Я видел многое и видел многих
Прошел пол мира но не потерял себя.
Вдали от суеты большой дороги
В пустыне мрачной я искал тебя.
В пустыне караваны проходили
Кострами оживала темнота.
И на восток спешили паладины
Заносчивые рыцари Креста.
Свистела сталь и бряцало железо
И понял я: когда мы влюблены
Оружие пустыни бесполезно.
Не ранить нас оружием земным.
Но знаю я: любви несчастной жало
Страшней меча, коварнее кинжала.

«Готика», исполняет Сайгушева Галина.

Мы сегодня уже не раз упоминали фламенко - народный танец Андалусии. Фламенко – симбиоз трех начал: еврейского, испанского и цыганского, смесь индийской, цыганской и арабской культуры. Просто так исторически сложилось, что осел танец именно в Испании и теперь является неотъемлемой чертой этой нации.

Станцуй мне фламенко, танцовщица с юга,
Мятежной волною огня
В мелодии ветра, что с уст шестиструнных,
Пленит созерцаньем меня.
Блесни на подмосткам звездой чернокудрой,
Вьюном в ритмах ходких змеясь,
Опутав в изгибах слепящей фигуры 
Зеницы взволнованных глаз.
Испанскою страстью затми стынь грядущих
Времен, без улыбки твоей,
Когда я оставив сей берег цветущий,
Уйду с чередой кораблей.
В сердечную память, на долгие годы,
Что нашу приязнь разлучают,
Станцуй мне фламенко, прощальным аккордом,
У гавани скрытой печали.

«Арабское фламенко» в исполнении Зиновьевой Анны

Вы не забыли, что из всех площадок вы выбрали именно танцкласс? Что такое танцкласс? Открываем словарь: танцкласс - учреждение, обучающее танцам, а также увеселительное заведение с публичными танцами. Ну, вторая часть этого определения благополучно реализовывается, настало время для реализации первой части. Будем учиться танцам!
Предлагаем вашему вниманию мастер-класс от Сайгушевой Галины.
 

О чем бы мы не танцевали, мы всегда танцуем любовь. «Я люблю тебя», говорит следующий танец Макарычевой Ксении – «Je t'aime».

А мы с вами делаем следующий головокружительный прыжок через страны и континенты и попадаем на Восток, в мир арабских, египетских и персидских танцев.
Каждая известная танцовщица арабских танцев обязательно имеет в своем репертуаре танец Саиди. Наверное, потому, что этот танец завораживает зрителя своей необычностью. С одной стороны - это низкие удары барабана, а с другой стороны чисто женская пластика, отливающие золотом обтягивающие наряды и изящная трость, которая то плавно очерчивает линии фигуры танцовщицы, то сверкает в быстром вращении, рассекая воздух.

«Саиди», исполняет Шилова Наталья

Мы вместе балансируем по краю,
И музыка венчает наши жесты.
У танца ведь прописка мировая,
Шаг на Восток, на Запад… и в Блаженство!

«Нубия». Исполняют Шарова Светлана и Мизина Инна

От бедра, от бедра,
Извивается лоно.
Это просто игра
Красоты безусловной.
Будит ревность и страх
И соцветье желаний
В ярких прожекторах
Грациозною ланью.
Проскользнёт, будто миг,
Расширяя пространство.
Кто любил, тот постиг
Суть пластичного танца.

Ираки. Исполняет Сайгушева Галина.

Наш танцевальный вечер подошел к концу. И закончим мы его стихами:

Музыкой полнится сфера,
Сладкой мелодией манит.
Ритм, исходящий из сердца,
Повелевает умами.
Легкость, дыханье свободы,
Сила и радость движенья –
Преодолеть беззаботно
Грешной Земли притяженье.
Пластика, грация, ловкость
Вмиг превращаются в чувство.
И без единого слова
Провозглашают о чуде.
Пола обманчивый глянец…
Пары в нарядах стекутся.
Танец! Божественный танец!
Высшее в мире искусство!
 
Лапицкая Т.В., зав. отделом информационных технологий ЦГБ им.А.М.Горького 

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />